Прислать новость или фото

Прислать вашу новость или фотографию вы можете нам на электронную почту info@smi44.ru

Реклама
Социальная реклама

Увидеть Костромскую область за 6 дней: туристические заметки

Вторник, 07 сентября 2021

Целых 6 дней, чтобы показать главные достопримечательности Костромской области. Да так, чтобы не ограничиться традиционной и привлекательной Костромой, а удивить тем, что не доступно обычным туристическим группам в силу большого расстояния. Ай-да, за приключениями за 100, 200, а то и за все 400 километров от областного центра! Путешествие в глубинку костромского края, да еще и одним туром – это, с одной стороны, вызов и риск, с другой стороны, незабываемые эмоции для столичных гостей, чьи впечатления, собственно, и стали причиной для публикации этого фото отзыва.

Рассказывает Дарья Завьялова

У меня было всего шесть дней. Или целых шесть дней, чтобы показать гостям из столицы мои самые любимые города и места Костромской области. Заново открыть для них имена мецената Федора Чижова, художников Григория Островского и Геннадия Ладыженского, крестьянина Мартьяна Сазонова, адмирала и исследователя Геннадия Невельского, драматурга Александра Островского. Сердцем этого путешествия стала фигура мыслителя, художника, поэта и писателя, святого Ефима Честнякова. И если вы представляете карту нашей области, то километры дорог, которые нам покорились, в итоге выливаются в большую весомую цифру. Маршрут получился непростой, без посещения самых популярных туристических мест Костромы.

День первый
Кострома

Выехали из Москвы в двенадцать дня, прибыли в семь вечера. Заселились в одну из костромских гостиниц. Собрала нашу группу Екатерина - дочь известного советского поэта и путешественника Николая Димчевского (Кострома знакома ей с детства, это родина ее мамы). После вкусного ужина нас ждала «сумеречная экскурсия» по городу.

Гулять по Костроме с «обзоркой» мы отправились в девять вечера, когда августовское солнце давно отправилось спать. При свете фонарей я заново открывала наш город с одним из лучших экскурсоводов - Евгением Белозеровым.

Мы пришли на Сковородку ближе к полуночи, когда площадь совсем обезлюдела и только величественная панорама старинных особняков встречала нас во всеоружии. Словно блуждая во временной петле, казалось, что перед нами оживает город ХIХ века.

День второй
Кострома - Сумароково

Решив, что день нужно начинать эмоционально заряженными, мы отправились в самое правильное для этого место - Сумароковскую лосеферму. В этот же день мы посетили Ипатьевский монастырь, гуляли по нарядной деревенской улочке Музея деревянного зодчества и с визитом прибыли в Дворянское собрание, где сейчас располагается экспозиция с живописными и графическими работами крестьянского художника Ефима Честнякова.

День третий
Щелыково-Макарьев-Кологрив

В усадьбе Александра Островского я была очень давно. В этот раз погода встречала нас нежно и бережно. Совет моим гостям: гуляйте по парку, осмотрите каждую тропинку, каждый непослушный склон и величественный обрыв. Посмотрите заранее советские фильмы и спектакли, снятые по пьесам Островского.

В эти места очень легко влюбится, особенно почувствовав невидимою связь с героями. И еще: обязательно проезжайте чуть дальше к храму Святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки, там нашел свой последний приют Александр Николаевич.
Екатерина Бабаева, председатель фонда им. Николая Димчевского:
Всем захотелось остаться, так красиво и хорошо. Экскурсовод была замечательная, экскурсия очень интересная. Вернусь и буду перечитывать Островского. Даже больше, чем дом Островского, поразила Никольская церковь! Какой потрясающий иконостас! Я ничего подобного в России не видела. Батюшка очень интересно провёл экскурсию, с душой.
Валерий Григорьев, кандидат технических наук, действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса (г. Санкт-Петербург):
Такого количества новых для себя фактов, понятий, имен за одну неделю я не узнавал, видимо, с младшей школы, когда все было в-новинку. Наверное, все это должен знать культурный человек, каюсь. Но тут как-то все сложилось. Во-первых, стал много ближе Островский. Стало понятнее, почему Александр Николаевич должен был писать по пьесе ежегодно. И, конечно, такого вида с личным островком нет ни у какого Джона Деппа.

В Макарьеве нас ждали. И это было видно по улыбкам, по той радости, с которой наша прекрасная экскурсовод Вера Валерьевна показывала нам экспозицию скромного краеведческого музея. Главная ценность провинции — это люди, которые любят и верят в то, что делают и чем занимаются.

Сердцем любого провинциального города является храм. В Макарьеве это Макариево-Унженский монастырь. Мы уловили особое настроение того дня - шел крестный ход. Монастырь распахнул свои ворота и ждал гостей. Это место, в возрождение которого так верят, наполнено надеждой. Видна большая работа: часть зданий монастыря поставлены на реставрацию, часть законсервирована, разбиты яблоневые сады, повсюду цветы и клумбы. Все вокруг очень радушные и приветливые.

От Макарьева до Кологрива два с половиной часа езды. А дальше мы выдвигаемся на гусиную ферму, которая разместилась недалеко от города, в зданиях старого заброшенного колхоза «Родина».

История о четырех институтских друзьях, которые приехали поднимать маленький провинциальный городок, уже «завирусилась» и имеет миллионы просмотров в инстаграм. Наверное, главной причиной медийного успеха стал Егор Достовалов (его и можно считать руководителем проекта).

Мы были приглашены на ужин во дворе дома ребят. На костре для нас был сделан плов из гуся. Видимо, повар вложил в блюдо кусочек души, потому что по вкусу ужин ничем не уступал ведущим заведениям областной столицы. Слушая истории о провинциальном бизнесе, о местных жителях, о семьях и житье-бытье, мы встречали закат на берегу прекрасной реки Унжа.

День четвертый
Кологрив - Екимцево - Шаблово -Илешево - Зеленый храм- Бурдово - Кологрив

Кологрив. Невозможно сейчас даже представить, что Павел Катенин, друг великого Пушкина, возможный прообраз Евгения Онегина, жил в этих местах. Невозможно поверить, что, исполняя последнюю волю Федора Чижова, один самых богатых и влиятельных людей России Савва Мамонтов приезжал сюда и выбирал место для строительства одного из пяти училищ. Невозможно понять, почему великий «король акварели» Геннадий Ладыженский вывез из города-миллионника Одессы все свои произведения (и коллекцию, конечно) и привез их сюда.

Объяснить для туристов и местных жителей настоящую ценность произведений Геннадия Ладыженского — это большая работа будущих исследователей и искусствоведов. Очень рекомендую к прочтению каталог, посвященный творческому наследию Геннадия Александровича (составитель Татьяна Сухарева). К сожалению, сейчас краеведческий музей все больше начинает напоминать картинную галерею, а очень бы хотелось видеть там больше краеведческих экспозиций.

Мы едем в Екимцево, смотреть великолепный (да, в настоящем времени!) комплекс Чижовского училища.
Екатерина Бабаева, председатель фонда им. Николая Димчевского:
Неожиданной жемчужиной нашей программы стало посещение реального училища Чижова в селе Екимцево, недалеко от Кологрива. Мы как будто попали в заброшенный Хогвардс, почувствовали себя исследователями чего-то тайного и неизвестного. Это посещение всем запомнилось, как самое яркое и неожиданное. Надеемся, что когда-нибудь, здание будет отремонтировано, и можно будет пройтись по залам и этажам этого дворца.

Федор Васильевич Чижов оставил неизгладимый след, я начал гордиться, что закончил тот же факультет, что и он. В-третьих, просто открыл для себя Ладыженского и Островского (Григория). Вообще, на каком-то этапе путешествия начало создаваться ощущение, что все известные на Руси люди из Костромы – Лермонтовы, Сусанин, Романовы, Островские…

Я первый раз смотрю на Шаблово глазами туристов. Слушаю экскурсию из коридора (дабы не смущать маму). Я одно большое ухо. Сижу на полу под дверью и улыбаюсь, смотрю через маленькую щель и вижу Наталью Владимировну - она утирает слезы. И у меня тоже слезы. Я всегда знала о Ефиме, всегда знала, что история этих мест, история каждого человека, каждой семьи тесно сплетена с его жизнью. Но как сейчас работает магия этой земли, когда его уже нет с нами шестьдесят лет, остается только чувствовать, объяснить это словами невозможно.

Мы едем на кладбище в село Илешево. И тут не нужны слова. Все так правильно. Мы молчим, только высокие корабельные сосны шумят, и солнце пробивается через их пышные кроны...

В Бурдово сейчас самый лучший вид на Унжу. Мы пришли на старое городище — это самое высокое место. Потом спустились на каменистый пляж, тут каждый ищет для себя талисман - белемнит. Я легко нахожу его одна из первых - у меня большой опыт в этом деле с самого детства. Мы не уходим, пока каждый не уносит с собой «чертов палец». Заезжаем в «Зеленый храм» - место, где после революции Ефим Честняков и женщины из окрестных деревень вели службы.
Екатерина Бабаева, председатель фонда им. Николая Димчевского:
Меня поразил Зелёный Храм, такое чувство, что там - невидимые прозрачные стены и купол из неба!

День пятый
Чухлома - Асташово - Солигалич

Здравствуй, дождь! Дождь начался еще ночью, и все местные очень радовались, потому что лето выдалось сухим. Мы завтракали блинчиками с медом свежего урожая из Хапова (деревня, где сейчас живет только пчеловод) и черникой. Выдвигаемся в Чухлому.

«Полная Чухлома» - это такое состояние, когда ты, например, едешь из Кологрива в Солигалич, а водитель не очень хорошо знает дорогу», - примерно так я описала значение этого выражения, ставшего в наших краях крылатым.

Мы заехали в Чухлому. Посмотрели на озеро со смотровой площадки, вспомнили великого актера Михаила Пуговкина и его лучшие роли в кино, зашли в красивый как внешне, так и по внутреннему убранству храм Успения Пресвятой Богородицы. Удивительно, но там нам встретились люди, которые только собирались ехать в Кологрив, и мы сдали им все пароли и явки.

Теперь о популярности - Терем Асташово. Участник всевозможных туристических рейтингов самых привлекательных гостиниц. Наверное, самую интересную информацию о Тереме можно подчеркнуть из «живых» заметок в фейсбуке о жизни в тех местах хозяина терема Андрея Павличенкова. Да и бронированием мест я занималась за месяц, их было только четыре, поэтому позже нашей группе придется разделится. Но сейчас мы ехали по проселочной дороге в предвкушение чудес и вкусного ужина от шефа.

Не читай заранее информацию и не смотрите фото. Постарайтесь как можно меньше знать о том месте, куда вы едите. Только тогда эффект «вау» будет полным. Мы не знали, за каким поворотом нас ждет чудо провинциальной деревянной архитектуры, а по лобовому стеклу нашего автобуса без остановки лил дождь.

Из отзывов группы я составила свой топ лучшего, что было с нами в Асташово. Третье место - льняные простыни, на которых мы спали во флигеле. Номера, кстати, называются, как реки в наших местах, но не крупные (Волга или Унжа), а быстрые дикие лесные (например, Вига).

Середина рейтинга - и тут кухня от шефа (лучше один раз попробовать, чем просто читать описание. Кстати, ужин назывался «Перфильев»). И возглавляет рейтинг вечерняя экскурсия по Терему. Нет ничего дороже живых настоящих эмоций, и это очередное подтверждение того, что успех или не успех любого предприятия или бизнеса, особенно в туризме, лежит на людях.

И снова сумерки. Частью группы сегодня ночует в Тереме, а часть уезжает в Солигалич. Дождь все идет.

День шестой. Последний
Солигалич - Кострома – Москва

Идем по Солигаличу, рассматриваем красивые дома с наличниками, церкви, советские памятники. Это особенный город в Костромской губернии - столица солевалерения.
Я была в Нероново несколько лет назад (Усадьба между Чухломой и Солигаличем, проехать туда можно только на тракторе с местными проводниками) и с тех пор удивительная история этих мест стала частью моей души.

На улице дождливый день, а мы идем покупать солигаличские валенки. С двойным загибом для Валерия. Ольга берет себе уютные домашние и короткие уличные (+калоши), Екатерина и Татьяна выбирают мягкие светлые. В магазине закупаемся местной выпечкой, йогуртами и кефирами, конечно, солигалической газировкой (срок годности у нее всего 10 дней).

Музей в Солигаличе располагается в купеческом доме. Именно там хранятся работы художника XVIII века Григория Островского. В советское время эти находки наделали много шума в столицах. Тогда имя никому неизвестного портретиста стало сенсацией союзного масштаба.

В современной России о Григории Островском знают единицы. Как объяснить ценность этого наследия? Это все равно что Аргунов, Рокотов, Антропов, Никитин, Матвеев, Вишняков - великие художники, чьи работы украшаю лучшие музейные собрания России. В Солигаличе Островский представлен по-семейному, без лишнего пафоса, в небольшом зале. Экспозиционно все выдержано исходя из атрибуции и внутренним узам владельцев Неронова (все они на портретах) семьи Черевиных.

Вашего внимания стоит коллекция западно-европейский живописи (!) и зал, посвященный великому мореплавателю, исследователю Дальнего Востока, адмиралу Геннадию Невельскому. О нем и сейчас снимают фильмы.

Екатерина Бабаева, председатель фонда им. Николая Димчевского:
Солигалич. Город интересный и живой. Музей очень интересный, особенно собрание портретов, написанных Григорием Островским, о котором мы узнали впервые. Очень странно, что эта коллекция не вывозится ни в Москву, ни хотя бы в Кострому, хотя она достойна большей публичности, чем Солигалич. Всем понравились валенки в качестве сувениров и местная выпечка. Как раз очень хорошо получилось все купить перед поездкой домой.
Такого количества увлеченных не только зарабатыванием денег в пределах МКАД я не видел. Это люди, реально любящие свой город или село, и реально работающие на его сохранение, восстановление, процветание, развитие. Можно до бесконечности рассказывать об истории, культуре, традициях костромичей, кологривцев или шабловцев, с такой любовью они говорят о своих земляках и землях.

Наталья Давыденко, участник экскурсии:
После поездки у меня не осталось сомнений, что Россия богата людьми с необыкновенным характером и чистой душой. У нас есть прекрасное будущее и перспектива. В этом меня убедили встречи и общения с прекрасными людьми: Натальей, Эмилем и многими другими. А также новые знания о Чижове, Ладыженском, Честнякове, Островском. Какая сила духа и чувство долга пред Отечеством!
Анна Мельникова, участник экскурсии:
Поездка в костромские края, действительно, была уникальной! Сейчас, когда прошло время, и острота эмоций улеглась, трудно вообразить, как можно было за такой короткий промежуток времени объять так много?!! Должна признаться, я не избалованный путешествиями человек, и для меня это был взрыв мозга. Я представляла что-то вялое, неспешное, ленивое, а встретила непрерывное перемещение, необъятную информацию и диковинные места! Сейчас с пришла мысль сравнить это с лоскутным одеялом... Наша страна жива, пока живут на ней такие замечательные люди, которые встречались нам на пути, искренне любящие свою Родину и бережно сохраняя память о прошлом.