Прислать новость или фото

Прислать вашу новость или фотографию вы можете нам на электронную почту info@smi44.ru

Реклама
Социальная реклама

Чудо ожившей куклы в руках Мастера: воспоминания о Вячеславе Бредисе

Пятница, 08 октября 2021

В этом году постановке Костромского областного театра кукол «Чудеса в шляпе» исполняется 48 лет. Это был один из первых спектаклей, который как режиссер поставил Вячеслав Августович Бредис.
Спустя почти полсотни лет «Чудеса в шляпе» все так же собирает полный зал юных зрителей, которые снова и снова окунаются в атмосферу добра, сердечности и теплоты.

Таким и был сам Вячеслав Бредис – человек широкой и богатой души, талантливый актер и режиссер, блестящий рассказчик, тонкий драматург, впечатлительный поэт, творческий лидер, который на протяжении более 20 лет вел за собой коллектив театра, предлагая постичь новые грани удивительного детского мира, а главное показывая, как с помощью оживших кукол можно достучаться до маленьких сердец.

Вячеслава Бредиса не стало в 2009 году. Однако память о нем живет в каждом, кто хоть однажды повстречал его на своем жизненном пути. В настоящее время инициативная группа театра кукол начала работу над книгой, которая будет посвящена Вячеславу Бредису. Сейчас идет сбор материала: воспоминаний, фотографий, рассказов, видеохроники, статей – всего того, что поможет раскрыть многогранную личность одного из самых ярких героев театральной жизни Костромской области.

Информационный портал СМИ44 решил присоединиться к доброму делу и собрал некоторые воспоминания коллег Вячеслава Августовича.

                                  Наталья Бобкова, Заслуженная артистка России:
        в спектаклях Вячеслава Бредиса были душа, духовность и добросердечность

Сейчас можно как угодно ставить спектакли, применять какую угодно звуковую, световую, компьютерную технику, но в них отсутствует душа, духовность, добросердечность – все то, что отличало спектакли Вячеслава Августовича. Он очень хорошо знал психологию ребенка, поэтому у него и пьесы -добрые, интересные. Он хотел, чтобы ребенок уходил из зала не просто так: посмотрел, посмеялся, а чтобы открылось его маленькое сердечко, чтобы он еще и подумал немножко, пожалел персонажей, которых обижают в спектакле. И всегда у Бредиса добро побеждает зло. Сейчас это особенно важно.

Вячеслав Августович был великолепным актером. Мне посчастливилось с ним работать как с партнером в разных спектаклях. Я научилась у него многому: и кукловождению, и импровизации. Импровизировать тоже надо уметь. Сделать это точно и не навредить всему спектаклю, и чтобы зритель правильно понял. Иногда мы так смеялись. Я помню, был спектакль «Терешечка». Вячеслав Августович играл Деда, я - Бабку. У нас был живой план в масках. И куклы. Там приходилось набраться сил, чтобы не рассмеяться. Но импровизировал он всегда очень тонко и уместно.

4.jpg

Он сохранял самую главную традицию – это беречь тростевую куклу. У Вячеслава Бредиса было очень много спектаклей с разными куклами, но он очень любил и прививал любовь к тростевой кукле. Потому что эта кукла самая живая. Именно с ней происходит чудо оживления. Он говорил: самое хорошее качество в артисте – это оживление неживого материала. А ведь ребенка не обманешь, он должен поверить, что кукла - живой персонаж.

5.jpg

Вячеслав Бредис помогал молодым актерам. Его жесты, текст, интонация говорили о том, что ты правильно делаешь. Он вселял уверенность и всегда доверял актерам. Вячеслав Августович открывал новые таланты, новых артистов, новых драматургов и художников. Он воспитывал своим примером, отношением к людям. Его доброта, открытость сплачивали актеров, у нас был дружный коллектив, было уважение друг к другу и настоящее партнерство.

Для меня Вячеслав Августович – это все. Это не только режиссер, актер, но это еще и друг. Мне приходилось с ним много откровенно разговаривать. И он всегда выслушает, и поймет, и поможет советом. И он делился, когда у него была какая-то глубокая боль.

                      Екатерина Соколова, Заслуженная артистка Костромской области:
                то, что вытворял Вячеслав Августович с куклами - это был просто восторг

Вячеслав Августович всегда очень трогательно относился к куклам. Как к живому существу. Он держал куклу в левой руке, потому что мы дарим ей частичку своего сердца. Через свою руку мы отдаем частичку себя, и кукла оживает. Это и было чудо ожившей куклы.

1.jpg

В Вячеславе Августовиче всегда жил ребенок. Он оставался им до самого конца. Его ребенок удивительный и очень добрый. Главное, что он хотел рассказать зрителям со сцены, и чтобы актеры это тоже поняли правильно, – это любовь и доброта. Любовь, доброта, свет – это главное. Это то, что мы должны нести зрителю.

Все говорят, вот сейчас начался интерактив. А Вячеслав Августович уже в 60-е годы делал этот интерактив. Спектаклю «Чудеса в Шляпе» – 48 лет. Он уже тогда был с интерактивом. Мы играли его даже в Германии на немецком языке, и немецкие дети нас понимали, потому что это – настоящее искусство, и мы его правильно преподнесли. Зритель правильно нас понял. Актеры меняются, куклы меняются, а спектакль все живет.

Вячеславу Бредису так нравилось учить, чтобы у актера получилась эта роль с куклой. Он мог сам долго показывать пластику этой куклы. А ты стоишь и изучаешь. Волей - неволей захочешь сделать так, как он показывает, и ты будешь перед зеркалом ходить до полуночи. Он умел заражать. А еще всегда правильно подбирать актерский ансамбль для спектакля. Даже если сначала актер не согласен с выбором режиссера. Я помню, в один прекрасный момент - мне тогда было 36 лет, Вячеслав Августович сказал: «Ты будешь играть Старичка – Шишка. Живой план». Я ответила, нет. Села здесь, в углу его кабинета, и зарыдала. Он давай меня уговаривать, объяснять, по полочкам раскладывать. В итоге получилась замечательная роль, за которую я получила премию им. А.Н. Островского.

                             Анатолий Дорн, актер театра кукол: у нас в театре был свет

Театр – это такое особое духовное учреждение, где партнеры стараются «услужить» друг другу, стекла подложат в тапочки для балета, еще какие-то «приятные» сюрпризы делают. У нас в театре какой-то был свет. Были, конечно, конфликты – куда без них, это человеческий коллектив. Но у нас шел свет.

Еще один важный момент, который заметен в последнее время. Когда сидел в этом кабинете Бредис, дверь здесь всегда была открыта. И пройти мимо, не зайдя поболтать просто о том, как прошел спектакль, над чем работаем сейчас, что готовится, было невозможно. Вот как-то это творчество витало в воздухе. А когда двери закрыты и когда не заходят к лидеру, это очень плохо. Здесь у режиссера должна быть жизнь. Здесь она творчески перерабатывается, обсуждается и воплощается в спектаклях – это очень важно.

                                      Людмила Шаров, директор театра кукол:
                           таких людей надо знать, помнить и ими гордиться

Вячеслав Бредис - широкой души человек. Человек, который жил театром. Придя сюда, он до последних дней был здесь. Все, что он сделал, – это замечательные спектакли. И когда мы списываем какие-то постановки, мне очень жаль. Потому что то, что сейчас делается, это, может быть, более современно, но в этом теряется дух настоящего театра кукол. Благодаря тому, что в театре трудятся люди, которые были знакомы с Вячеславом Бредисом, которых он учил и воспитывал, благодаря этому поколению, мы стараемся сохранить дух Вячеслава Августовича, его принципы работы. Таких людей надо знать, помнить и ими гордиться.


Просмотров: 2469
Дата первого показа: 08.10.2021 13:38
Новости