Прислать новость или фото

Прислать вашу новость или фотографию вы можете нам на электронную почту info@smi44.ru

Как дети с аутизмом учатся в Костроме вместе со сверстниками

среда, 29 января 2020
Как дети с аутизмом учатся в Костроме вместе со сверстниками
«Школа? Легко!». В Костроме реализуется проект «бережной» инклюзии, когда ребята с аутизмом с помощью наставников учатся в ресурсных классах и посещают обычные уроки наряду со своими сверстниками.

Оценить, как проходит обучение в школах и детсадах областного центра и дать ценные советы педагогам, в Кострому приехала супервизор - международный сертифицированный специалист высшего уровня Алёна Ахмедова (г.Баку).
За четыре дня супервизор посетила 6 инклюзивных учебных заведений, где занимаются ребята с расстройством аутистического спектра. Это школы №5 и 7, гимназия 25 и лицей №34 города Костромы, а также детсады №4 и 53.
В сентябре в первый класс пошли 8 детей, еще 4 ребенка продолжили обучение в 3-м классе, в проекте детских садиков участвует - 12 детей. Детей с аутизмом все больше и потребности в адаптированной системе образования выше.

В школе № 7 учатся пятеро первоклашек. Расписание у ребят — среди них все мальчишки — такое же, как и у сверстников. Некоторые уроки они изучают отдельно с педагогами в ресурсном классе. На музыке, например, учитель рассказывает школьникам о Костроме, о природе и ставит добрую песню «У моей России длинные косички», которую сопровождает видеоряд. На вопрос, понравилась ли композиция, мальчики дружно поднимают карточки с улыбчивым Буратино.

2 (2).jpg

Педагог Оксана Ерова тихим спокойным голосом продолжает урок, приковывая к себе внимание воспитанников.
«Когда в сентябре я только начинала заниматься с ребятами, честно скажу, плакала каждый день. Было очень тяжело, ребята не говорили. И посмотрите, что сейчас: они отвечают на вопросы, слушают. Я к этим урокам готовлюсь больше, чем к другим. И когда сейчас я вижу первые результаты, уже получаю удовлетворение», - рассказывает Оксана Ерова.

По итогам занятия супервизор Алёна Ахмедова дает экспертную оценку: для достижения лучшего результата нужно больше адаптировать материал, сократив информацию, которая дается «на слух», и заменив ее визуальной. Дети с аутизмом ее легче воспринимают.

На протяжении всего учебного дня с ребятами находятся тьюторы. Они индивидуально помогают ученикам получать академические навыки, работают с нежелательным поведением и просто поддерживают своих воспитанников. Особенно помощь наставников важна, когда дети из ресурсного класса выходят в регулярный к своим сверстникам.

 «Задача ресурсного класса — подготовить детей к выходу в массовый класс. В регулярный класс дети могут выйти из ресурсного по мере их готовности. Причем на то время, на которое они хотят — на 5, 10, 20 минут, то время, которое они могут там находиться», - пояснила методист городского центра обеспечения качества образования Татьяна Бильгильдеева.

На уроке письма учитель на доске показывает, как пишется слово «гусь», ребята прописывают его в своих тетрадях. Прилежно выводя каждую букву, не отстает и первоклассник, который пришел на урок вместе со своим тьютором Еленой. Тьютор помогает с использованием визуальной поддержки провести звукобуквенный анализ слова – рисует цветные кружочки – красный – гласный звук, синий и зеленый - согласные.

«Наш подопечный  уже читает. Может пересказать, стихи выучить. У него больше гуманитарная наклонность. Но все индивидуально. Нужно правильно адаптировать программу под каждого ребенка: у детей есть сильные стороны, на которые стоит опираться. Если видишь, что ребенок не может решить какую-то задачу, ты можешь ему ее нарисовать или прочитать — сделать ее понятной ребенку», - поделилась опытом тьютор Елена Стекольщикова.

4 (2).jpg

Первой школой, в которую пошли дети с расстройством аутистического спектра в Костроме с поддержкой тьюторов, в 2016 году была школа № 5.
В 2018 году именно в этой школе появилась возможность команде работать под руководством куратора и супервизии. Сегодня ребят с расстройствами аутистического спектра, которые учатся со своими сверстниками, гораздо больше. Значителен уже и опыт педагогов.

«Команды работают в большинстве школ достаточно эффективно, проводится большая работа по развитию академических навыков. Конечно, требуется дополнительное обучение педагогов. Но это рабочий процесс. Все не может получиться сразу, само собой встать на рельсы. Наша задача — максимально адаптировать ребенка с аутизмом в среду сверстников, чтобы необходимость в тьюторе отпала», - подчеркнула супервизор - международный сертифицированный специалист высшего уровня Алена Ахмедова.

 Внедрение опыта «бережной», грамотной инклюзии очень важен для Костромы. Еще более ценно, что проект реализуется под контролем сертифицированных специалистов высшего уровня.
«Всегда видно, как по-другому дети учатся, когда есть куратор и супервизия внешнего специалиста, который лучше понимает, как это должно выглядеть, как помочь детям, как лучше адаптировать материалы для них. Это второй визит в Кострому Алены Ахмедовой. Сегодня она видит кардинальные перемены. Это стимул для нас работать дальше», - подчеркнула директор регионального благотворительного Фонда помощи детям с особенностями развития (преимущественно с аутизмом) «Открыть Мир» Анна Добрецова.

3 (3).jpg

Проект по организации инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра по модели «Ресурсный класс» в городе Костроме «Школа? Легко!» поддержан и реализуется на средства Фонда президентских грантов и Ассоциации «Аутизм-регионы».
Его организаторы - управление образования Администрации г. Костромы и Костромской Областной Благотворительный Фонд помощи детям с особенностями развития (преимущественно с аутизмом) «Открыть Мир».



фото Екатерины Ситкаревой
Новости