Прислать новость или фото

Прислать вашу новость или фотографию вы можете нам на электронную почту info@smi44.ru

Реклама
Социальная реклама

Как костромичи ковали победу в тылу в годы Великой Отечественной войны

Пятница, 24 января 2020

Дмитрий Морозов, начальник отдела ОГКУ «ГАНИКО»

В юбилейный год Победы и в рамках реализации национального проекта «Культура» в Костроме в областной универсальной научной библиотеке состоялась публичная лекция «Работа тыла в годы Великой Отечественной войны».
Перед костромскими школьниками и студентами выступил начальник отдела использования и публикации архивных документов Государственного архива новейшей истории Костромской области Дмитрий Морозов.

Он подробно рассказал о вкладе жителей Костромской области в Победу.
Информационный портал СМИ44 публикует доклад Дмитрия Морозова (с сокращениями).

победа.jpg

…Победа далась нашему народу страшной ценой, 27 миллионов погибших – огромные невосполнимые потери, невиданные в российской, да и мировой истории. Победа далась ценой рывка, сверхъестественного напряжения воли и сил, совершенного всем народом. В этом труде есть немалая лепта и костромичей, наших с вами отцов и матерей, дедов и прадедов.
 Около 260 тысяч мужчин ушло из нашего края на фронт – 118 тысяч – почти каждый второй – не вернулись домой. Их кровь и пот, терпение и мужество легли на алтарь общей Победы. Но помимо главного, боевого фронта был и второй фронт – тыловой, без которого тот победный май сорок пятого года мог бы и не наступить. На этом фронте трудились, не покладая рук, те, кто остался в тылу: подростки, женщины, старики.

Все отрасли народного хозяйства костромского края с началом войны перешли на новый характер и темп работы. Многие костромские предприятия освоили выпуск продукции военного назначения.
Так, на заводах «Рабочий металлист» и им. Красина уже в конце 1941 года было развернуто производство спусковых механизмов для пистолетов-пулеметов ППШ. В 1942 году завод стал выпускать в большом количестве 122-миллиметровые снаряды, 120-миллиметровые мины, головки к реактивным снарядам, фотоавиабомбы «ФОТАБ-31», фугасные бомбы «ФАБ-100» и другие боеприпасы.
 В Кострому были эвакуированы Смоленский льнокомбинат, а также Ржевский механический завод, который будучи преобразован в завод №9, стал выпускать корпуса снарядов.

Отдельным важным аспектом работы костромских предприятий в богатом лесом крае стал выпуск лыж для нужд фронта.
В августе 1941 года на такие костромские предприятия как лесозавод «Смычка», заводы «Красная маевка», им. Красина поступило спецзадание на изготовление до 1-го января 1942 года 30 000 пар лыж и палок к ним. Задание было выполнено в срок.

 К концу 1942 года 26 промышленных предприятий Костромы освоили производство ранее не выпускавшихся видов изделий, которые требовались фронту. Завод «Смычка» наладил выпуск тракторных волокуш, саней, прицепов. Судомеханический завод стал выпускать новый вид катеров-тральщиков (выпустив за годы войны свыше 120 экземпляров), судоверфь им. «Комсомольской правды» – лодки-волокуши, плашкоуты, завод «Красная маевка» – корпуса для противотанковых мин.
 Кроме того, на Судомеханическом заводе освоили производство аэросаней.

 Порой весьма необычной для конкретного предприятия была сама номенклатура производимой продукции: так на Костромской ТЭЦ для нужд Красной армии производили армейские котелки, хлебные формы, ватные фуфайки и лопаты. Одной из стратегических отраслей военного времени стала транспортная отрасль.

Красноречивы строчки из информации секретаря узлового парткома станции Шарья П. Шулятникова в Шарьинский райком ВКП(б): «механический цех, депо паровозное, (мастер цеха член ВКП(б) тов. Лапшин) добился того, что все рабочие менее двух норм не вырабатывают. За 20 дней ноября цех имеет среднюю производительность труда 280%... Ряд членов и кандидатов ВКП(б) занимают на производстве авангардную роль и выполняют по 2-3-4 нормы. Например, кандидат ВКП(б) тов. Ронжин выполняет норму выработки на 340 %, тов. Малышев – на 450%, тов. Замураев – на 440 %. Также показывают исключительные образцы в работе беспартийные товарищи, работающие в вагонном депо».

 Лесозаготовка в годы Великой Отечественной приобрела столь же важный оборонный характер. Тысячи паровозов, перевозивших воинов, боевые машины, раненых, эвакуированных требовали огромного количества топлива. Работоспособность транспортной системы, насыщенность ее топливом становилась важным военным фактором, одним из условий победы над врагом.

 Эта работа традиционно считалось мужской, но в годы войны вынесли ее хрупкие плечи костромичек. В военное время работа в лесу не была столь механизирована, как в последующие годы: велика была доля тяжелого физического труда. Тем не менее, работа эта выполнялась в полном объеме и даже сверх него.
Например, бригада лесорубов Ефросиньи Дюковой в Нейском районе существенно перевыполняла установленное задание. В 1942 году ее бригада из 10 человек включилась в соревнование по заготовке и вывозу леса, добилась рекордных показателей, заготовив 6900 кубометров леса, превысив почти в 2 раза взятые обязательства. Все члены бригады Дюковой были награждены Наркомлеса СССР знаком «Отличник Наркомлеса СССР», а сама Ефросинья Дюкова награждена орденом Трудового Красного Знамени.

 Еще одна сфера приложения женского труда – текстильная промышленность. Комсомольско-молодежные бригады, организованные в годы войны на крупнейших костромских текстильных предприятиях, подавали пример поистине «стахановских» объемов и темпов работы. В это время получили известность бригада текстильщицы Таси Сумаревой с льнокомбината имени Зворыкина и комсомольско-молодежная бригада Малки Кноль с текстильного комбината им. В. И. Ленина.

 В тыловую работу с первых месяцев войны активно вовлекалась костромская молодежь: в постановлении бюро костромского горкома ВКП(б) и исполкома горсовета депутатов трудящихся от 30 декабря 1941 года говорится: «организовать обучение сельскохозяйственным работам учащихся средних школ 5-10 классов и студентов Учительского института: а) учащихся 5-7 классов по агротехминимуму в количестве 4300 чел.; б) из учащихся 8-10 классов подготовить трактористов – 518 человек, комбайнеров – 130 чел. и машинистов на уборочные машины – 162 чел., в) из студентов Учительского института подготовить комбайнеров 70 чел. и трактористов – 130 чел.».

 Существенную роль в военной экономике края сыграло освоение костромичками еще одной «мужской» профессии – тракториста. Девушки заменили за рулем «железных коней» своих ушедших на фронт мужей, тем самым обеспечив бесперебойное функционирование сельского хозяйства, обеспечив страну важнейшими продуктами питания. В сообщении политотдела Кологривской МТС о проделанной работе от 19 мая 1942 года говорится: «Среди женщин-трактористок МТС обсуждено обращение трактористок Орджоникидзевского края от 13 марта 1942 г. В ответ на это организовано три женских тракторных отряда, включились в социалистическое соревнование 53 женщины-трактористки, поставив себе задачей за период сезона выработать на каждом тракторе «СТЗ» не менее 400 гектаров, на газогенераторном «НАТИ» – не менее 650 гектаров, сэкономить горючего не менее 5 %...».

 Однако помощь фронту не исчерпывалась лишь производственной деятельностью, не будет преувеличением утверждение, что любая деятельность на территории области тем или иным способом работала на победу. Так, во время Великой Отечественной войны широко использовалась мобилизация рабочей силы для строительства оборонных сооружений или объектов народного хозяйства.
Например, в постановлении исполкома Красносельского райсовета депутатов трудящихся и райкома ВКП(б) от 1-2 июня 1942 года говорится: «Мобилизовать на строительство железнодорожной линии Кострома-Галич сроком с 5 июня по 20 августа пеших 500 чел., конных 50, из них сроком до 31 декабря 1942 г. пеших 90, конных 50…Предупредить председателей сельсоветов и колхозов, что мобилизованные колхозники при выезде при себе должны иметь: лопатки, кружки, котелки, постельную принадлежность и белье».

 В районах велась активная работа по оказанию помощи семьям фронтовиков. Например, в постановлении IX Нейской районной партийной конференции по отчету райкома ВКП(б) от 10 апреля 1943 года указывается: «Семьям фронтовиков предоставлено 194 квартиры, подвезено 1298 кбм. дров, выдана 781 пара обуви, продано через кооперацию и из колхозов 46 т. картофеля и овощей, 15 т. хлеба, 1500 кг мяса и оказана другая помощь».

Оказывалась всемерная помощь пострадавшим от фашистской оккупации районам страны. В резолюции 3 районной партийной конференции по отчету Ленинского районного комитета ВКП(б) г. Костромы от 15 мая 1943 года указывается, что трудящимся Калининской области собрано 3000 вещей. В отчете Пыщугского райкома ВКП(б) от 17 декабря 1942 года приводятся цифры: «отгружено продуктов в помощь Ленинграду со ст. Шарья …всего 116, 4 центнера, в том числе: хлеба – 68 центнеров, крупы – 3,3 центнера, гороха 44 центнера, масла скоромного – 87 килограммов».
Помогали костромичи и разрушенному войной Донбассу. Так, в постановлении бюро Костромского горкома ВКП(б) об оказании помощи Донецкому бассейну в восстановлении угольной промышленности от 24 ноября 1943 года говорится: «предложить всем директорам предприятий, секретарям партийных, комсомольских и председателям профсоюзных организаций немедленно учесть и приступить к подготовке отправки в Донбасс неиспользованное или малозагруженное оборудование, инструменты, различные материалы (станки, моторы, краски, гвозди, лопаты и т.п., обувь, белье, посуда, мебель, веревка и т.п.)».

  А в докладной записке секретаря Галичского райкома ВКП(б) от 3 апреля 1944 года можно узнать, что «на базу сельхозснабжения поступило сельскохозяйственного инвентаря в помощь восстановлению сельского хозяйства освобожденных и освобождаемых районов Белорусской ССР от колхозов Галичского района: плугов – 40 шт., борон – 50 шт., серпов – 40 шт., кос ручных – 30 шт. и выделено по решению общих собраний колхозов района крупного рогатого скота: телят 50 голов и ягнят 100 голов. Выделенный скот находится в колхозах».

В те годы костромичи старались помогать фронту по всем возможным направлениям: деньги отрывались от по-военному скудных семейных бюджетов, но каждая семья, оставшаяся в тылу, понимала, что там, на передовой их родные и близкие сражаются с коричневой чумой, и только совместными усилиями можно сделать так, чтобы она не пришла в их дома. Интересно содержимое, например, новогодних посылок, передаваемых нашими земляками в действующую армию: в докладной записке Антроповского райкома ВКП(б) указывается, что в них «мед, конфеты, сухари, баранки, масло, мясо, яйца, сыр, рукавицы, перчатки, носки…, тетради, карандаши, зубные щетки…».
Всего в годы войны костромичи-трудящиеся внесли в фонд обороны страны свыше 32 миллионов рублей. Было собрано и отправлено 234 тысячи посылок, 350 000 тысяч теплых вещей. Этими вещами можно было экипировать целую армию.

Кроме того, в годы войны Кострома стала крупным образовательным центром для офицерского корпуса Красной армии. На Костромскую землю были эвакуированы из Ленинграда такие учебные учреждения, как Военно-транспортная академия, Ленинградское военно-инженерное училище, 3-е Ленинградское артиллерийское училище, а также Ленинградское Краснознаменное училище военных сообщений им. М.В. Фрунзе. Всего за годы войны эти учебные заведения подготовили и направили на фронт свыше 25 000 офицеров. Среди них было немало известных офицеров, в частности будущий лауреат Нобелевской премии по литературе А. И. Солженицын, окончивший в Костроме 3-е ЛАУ.

Все годы войны на Костромскую землю прибывали эшелоны с эвакуированными ленинградскими детьми. Не менее 10 000 юных ленинградцев обрели здесь свою вторую Родину.
 И, наконец, немаловажным направлением помощи фронту было создание на костромской земле эвакуационных госпиталей. Всего было сформировано около 50 эвакогоспиталей, большая часть которых была сформирована в Костроме – 34, также госпиталя располагались в Буе, Галиче, Шарье, Мантурове, Нее, Нерехте. 10 госпиталей имели в Костроме постоянную дислокацию. Забота о раненых бойцах, помноженная на профессионализм врачей, позволили возвращать в строй свыше 70 процентов раненых. Около 50 тысяч солдат и офицеров Красной Армии прошли лечение в госпиталях Костромы и были возвращены в строй.

Просмотров: 8716
Дата первого показа: 24.01.2020 15:04