«Эта история хороша и для взрослых, без детей: в театре кукол премьера «Сказки о золотом петушке»
Вторник, 26 ноября 2019
член СТД Ирина Пекарская
23 и 24 ноября при аншлаге состоялись премьерные показы «Сказки о золотом петушке» Александра Пушкина в Костромском областном театре кукол.
В день проходило по два спектакля, каждый из них имел своё индивидуальное вступление – перед первым показом приветственное слово сказал режиссёр-постановщик спектакля Сергей Балыков, перед вторым малыши-муми-тролли из другой сказки поздравляли с Днем матери, утром в воскресенье к этому празднику представили концертную программу воспитанники детского садика № 63.
А в это время в малом фойе театра продавались маленькие шоколадки в фантиках с изображением афиши премьерного спектакля.
Премьера получилась «двойной»: в эти дни «обновились» новые зрительские двухуровневые кресла-трансформеры, более простые в преобразовании, чем старые.
«Сказка о золотом петушке» в постановке художественного руководителя Астраханского театра кукол Сергея Балыкова получилась достаточно академичной, но при этом в спектакле появились новые образы и конфликты – здесь кроме царя и звездочёта действуют рассказчик в маске Пушкина, воевода, нянька при царе и сама Шамаханская царица. Стоит отметить, что «Петушок» - не первая постановка Сергея Балыкова в Костроме, пару лет назад под его руководством вышел спектакль «Дочь золотого змея». Художник из Санкт-Петербурга, двукратный номинант на «Золотую маску» Елена Вершинина создала сказочные декорации под влиянием лаковой миниатюры Палеха.
Традиционный чёрный фон шкатулки прекрасно сочетается со сценическим «чёрным кабинетом», в котором артисты, работающие с куклами, не видны, или видны как чёрные тени. Куклы высокие – сантиметров по 80. Лица – выразительные, характерные, утонченные.
Шамаханская царица отличается от своих гапитно-тростевых собратьев: у нее в основе не гапит (механизм для управления головой и иногда глазами, ртом, ушами куклы), а гибкий позвоночник из нескольких звеньев. Художник ставила задачу – чтобы в этой магической женщине было нечто змеиное, поэтому во время танца перед царём она извивается во все стороны, её красивые руки и навеки застывшее, но красивое и умное лицо завораживают не только подключившегося к её волшебному танцу царя, но и зрителей. Каждой куклой управляют по два человека, а царицей – три.
На этой постановке понимаешь, какая непростая профессия – оживлять такие тонкие и сложные предметы как куклы; как нужно чувствовать и механизм куклы, и партнёра, как нужно уметь чётко работать в команде и сколько души нужно вложить в каждое действие, при том, что твоего лица не увидит никто.
Интересные отношения получились у царя Дадона (заслуженный артист России Сергей Рябинин) и няньки (заслуженная артистка России Наталия Бобкова). Нянька очень трогательно ухаживает за царём, она же провожает его на неведомую битву – и эта сцена получилась деликатной, даже романтической.
В театре кукол отношения, соприкосновения, объятия, поцелуи всегда получаются очень трепетными, нежными и здесь как раз тот самый случай – когда тонкие чувства оживляют. После прощаний с нянькой царь подпадает под чары царицы (Мария Логинова). Шамаханская царица с причёской медузы Горгоны и талией змеи, танцует свой магический танец, и царь тоже не отстаёт – получается прекрасный дуэт, в котором есть и страсть, и магия, и эротика, и подчинение, и доля ужаса.
Когда царь возвращается с царицей-невестой, а нянька встречает их хлебом-солью, не ожидая увидеть не только господина, но и новую госпожу – получается ещё один сюжет и понятно, почему нянька быстро сворачивает разговор (заболталась я с вами). Мужскую уверенную помощь царь получает от воеводы (Анатолий Дорн) – этот герой может и пожалеть, и поплакать, и в то же время стимулировать как воин – не время плакать, надо «ворога сыскать».
В финальной сцене очень жаль звездочёта (Андрей Беляев); герой погибает, но ты как будто не до конца понимаешь, что это кукла. Хотя звездочёт – герой возрастной, возможно, верно, что его исполняет молодой артист со свежим, без лишних обертонов голосом: ведь он один видит действительность такой, какова она есть, не колеблется, свободно играет с интонацией. Разве что стоит добавить немного лидерских нот, противостоять царю.
Музыка, подобранная режиссёром, отлично иллюстрирует внутреннее состояние героев. Так, именно благодаря музыке мы понимаем глубину тоски царя в ожидании вестей от старшего сына, ушедшего с ратью по «тревоге». Здесь создаётся практически образ царя как в древнем эпосе, его переживания глубоки и лиричны. Этот трагический мотив надолго задерживается в памяти, не покидает зрителя и заставляет возвращаться к непростому сюжету пушкинской сказки.
Во многом благодаря музыке, задаваемому ею ритму, сказка обретает очертания притчи. Музыка же задаёт тон и походу царя – войско здесь изображается при помощи ярких щитов и музыки с одной стороны современной, а с другой – стилизованной под средневековую, рыцарскую. Декорации созданы из увеличенных репродукций палехской росписи, только местами пейзажи подкрашены так, что при особом освещении получаются совершенно фантастические виды закатных полей и рощ, создаётся инфернальная атмосфера трагического побоища.
Горы, между которыми полегли войска царских сыновей, как между Сциллой и Харибдой, не имеют таких чётких линий, как город царя и сами объемные куклы; их мрачное сфумато подчёркивает потустороннее происхождение настигшей царевичей беды.
Здесь немало интересных художественных находок, которые во многом формируют образ сказки, создают атмосферу мистики и в то же время – поддерживают совершенно бытовые отношения. Так, сказочным образом в шатёр, преобразованный в карету, впряжён конь и его не забывают выпрячь и увести, как положено, под уздцы.
Кажется, что все россияне с детства знают все сказки Пушкина – если не наизусть, то содержание должны помнить. Эта сказка не для малышей, для детей, не младше 5 лет. И после просмотра здесь будет о чём поговорить, что обсудить и вместе осмыслить родителям вместе с детьми.
Эта история хороша и для взрослых, без детей – постановка помогает понять заложенные автором глубины этой сказки. Костромская постановка «Сказки о золотом петушке» получилась не проходной, она запомнится надолго, если не на всю жизнь. И, возможно, откроет для кого-то мир театра кукол. А тот, кто скажет, что спектакль скучный, скорее всего, даже не захотел задуматься над увиденным. А ведь это – Пушкин, глубокий и содержательный, любовно и тонко осмысленный мастерами кукольной сцены.
Ирина Пекарская, театральный критик, член СТД РФ
В день проходило по два спектакля, каждый из них имел своё индивидуальное вступление – перед первым показом приветственное слово сказал режиссёр-постановщик спектакля Сергей Балыков, перед вторым малыши-муми-тролли из другой сказки поздравляли с Днем матери, утром в воскресенье к этому празднику представили концертную программу воспитанники детского садика № 63.
А в это время в малом фойе театра продавались маленькие шоколадки в фантиках с изображением афиши премьерного спектакля.
Премьера получилась «двойной»: в эти дни «обновились» новые зрительские двухуровневые кресла-трансформеры, более простые в преобразовании, чем старые.
«Сказка о золотом петушке» в постановке художественного руководителя Астраханского театра кукол Сергея Балыкова получилась достаточно академичной, но при этом в спектакле появились новые образы и конфликты – здесь кроме царя и звездочёта действуют рассказчик в маске Пушкина, воевода, нянька при царе и сама Шамаханская царица. Стоит отметить, что «Петушок» - не первая постановка Сергея Балыкова в Костроме, пару лет назад под его руководством вышел спектакль «Дочь золотого змея». Художник из Санкт-Петербурга, двукратный номинант на «Золотую маску» Елена Вершинина создала сказочные декорации под влиянием лаковой миниатюры Палеха.
Традиционный чёрный фон шкатулки прекрасно сочетается со сценическим «чёрным кабинетом», в котором артисты, работающие с куклами, не видны, или видны как чёрные тени. Куклы высокие – сантиметров по 80. Лица – выразительные, характерные, утонченные.
Шамаханская царица отличается от своих гапитно-тростевых собратьев: у нее в основе не гапит (механизм для управления головой и иногда глазами, ртом, ушами куклы), а гибкий позвоночник из нескольких звеньев. Художник ставила задачу – чтобы в этой магической женщине было нечто змеиное, поэтому во время танца перед царём она извивается во все стороны, её красивые руки и навеки застывшее, но красивое и умное лицо завораживают не только подключившегося к её волшебному танцу царя, но и зрителей. Каждой куклой управляют по два человека, а царицей – три.
На этой постановке понимаешь, какая непростая профессия – оживлять такие тонкие и сложные предметы как куклы; как нужно чувствовать и механизм куклы, и партнёра, как нужно уметь чётко работать в команде и сколько души нужно вложить в каждое действие, при том, что твоего лица не увидит никто.
Интересные отношения получились у царя Дадона (заслуженный артист России Сергей Рябинин) и няньки (заслуженная артистка России Наталия Бобкова). Нянька очень трогательно ухаживает за царём, она же провожает его на неведомую битву – и эта сцена получилась деликатной, даже романтической.
В театре кукол отношения, соприкосновения, объятия, поцелуи всегда получаются очень трепетными, нежными и здесь как раз тот самый случай – когда тонкие чувства оживляют. После прощаний с нянькой царь подпадает под чары царицы (Мария Логинова). Шамаханская царица с причёской медузы Горгоны и талией змеи, танцует свой магический танец, и царь тоже не отстаёт – получается прекрасный дуэт, в котором есть и страсть, и магия, и эротика, и подчинение, и доля ужаса.
Когда царь возвращается с царицей-невестой, а нянька встречает их хлебом-солью, не ожидая увидеть не только господина, но и новую госпожу – получается ещё один сюжет и понятно, почему нянька быстро сворачивает разговор (заболталась я с вами). Мужскую уверенную помощь царь получает от воеводы (Анатолий Дорн) – этот герой может и пожалеть, и поплакать, и в то же время стимулировать как воин – не время плакать, надо «ворога сыскать».
В финальной сцене очень жаль звездочёта (Андрей Беляев); герой погибает, но ты как будто не до конца понимаешь, что это кукла. Хотя звездочёт – герой возрастной, возможно, верно, что его исполняет молодой артист со свежим, без лишних обертонов голосом: ведь он один видит действительность такой, какова она есть, не колеблется, свободно играет с интонацией. Разве что стоит добавить немного лидерских нот, противостоять царю.
Музыка, подобранная режиссёром, отлично иллюстрирует внутреннее состояние героев. Так, именно благодаря музыке мы понимаем глубину тоски царя в ожидании вестей от старшего сына, ушедшего с ратью по «тревоге». Здесь создаётся практически образ царя как в древнем эпосе, его переживания глубоки и лиричны. Этот трагический мотив надолго задерживается в памяти, не покидает зрителя и заставляет возвращаться к непростому сюжету пушкинской сказки.
Во многом благодаря музыке, задаваемому ею ритму, сказка обретает очертания притчи. Музыка же задаёт тон и походу царя – войско здесь изображается при помощи ярких щитов и музыки с одной стороны современной, а с другой – стилизованной под средневековую, рыцарскую. Декорации созданы из увеличенных репродукций палехской росписи, только местами пейзажи подкрашены так, что при особом освещении получаются совершенно фантастические виды закатных полей и рощ, создаётся инфернальная атмосфера трагического побоища.
Горы, между которыми полегли войска царских сыновей, как между Сциллой и Харибдой, не имеют таких чётких линий, как город царя и сами объемные куклы; их мрачное сфумато подчёркивает потустороннее происхождение настигшей царевичей беды.
Здесь немало интересных художественных находок, которые во многом формируют образ сказки, создают атмосферу мистики и в то же время – поддерживают совершенно бытовые отношения. Так, сказочным образом в шатёр, преобразованный в карету, впряжён конь и его не забывают выпрячь и увести, как положено, под уздцы.
Кажется, что все россияне с детства знают все сказки Пушкина – если не наизусть, то содержание должны помнить. Эта сказка не для малышей, для детей, не младше 5 лет. И после просмотра здесь будет о чём поговорить, что обсудить и вместе осмыслить родителям вместе с детьми.
Эта история хороша и для взрослых, без детей – постановка помогает понять заложенные автором глубины этой сказки. Костромская постановка «Сказки о золотом петушке» получилась не проходной, она запомнится надолго, если не на всю жизнь. И, возможно, откроет для кого-то мир театра кукол. А тот, кто скажет, что спектакль скучный, скорее всего, даже не захотел задуматься над увиденным. А ведь это – Пушкин, глубокий и содержательный, любовно и тонко осмысленный мастерами кукольной сцены.
Ирина Пекарская, театральный критик, член СТД РФ
Просмотров: 1907
Дата первого показа: 26.11.2019 11:39
Дата первого показа: 26.11.2019 11:39
Новости
22 декабря 08:00
Костромские моржи привезли пять медалей с чемпионата Вологодской области по зимнему плаванию21 декабря 21:45
Костромичей предупреждают об усилении ветра до 17 м/с21 декабря 14:00
Костромской губернатор обратился с напутствием к курсантам военной академии РХБ защиты21 декабря 13:00
Президент наградил Костромской онкодиспансер орденом Пирогова