Прислать новость или фото

Прислать вашу новость или фотографию вы можете нам на электронную почту info@smi44.ru

Реклама
Социальная реклама

Доктор, к которому не ходят на приём. Интервью с патологоанатомом

Четверг, 19 января 2023

Профессия патологоанатома, как и другие, сопряжённые со смертью, связаны с разными мифами и вызывают неоднозначную реакцию окружающих. В канун профессионального праздника – Дня патологоанатома, который в нашей стране отмечают 19 января, корреспондент СМИ44 пообщался с заведующим патологоанатомическим отделением Костромской областной клинической больницы Николаем Шмелёвым и попытался развеять стереотипы, связанные с этой профессией.

Патологоанатом — врач, о содержании работы которого рядовой человек не знает практически ничего. Авторы литературных произведений и случаи, когда людям приходится хоронить своих близких, создают представление о патологоанатомах как о врачах, занимающихся исключительно вскрытиями умерших. На самом деле патологоанатом работает с «мирными» пациентами, умершими своей смертью, и проводит исследование биопсийного материала.

Часто люди считают, что патологоанатом и судмедэксперт — это одна и та же профессия. Однако, судмедэксперт работает с постановлением следственных или судебных органов. Его подопечные — жертвы, скончавшиеся насильственной смертью, или лица, получившие повреждения, связанные с криминальными действиями.

Об этом обстоятельстве я совершенно забыла и шла на интервью с дрожью в коленях, ожидая увидеть замкнутого и свирепого мужчину в красном фартуке. Но на крыльце патологоанатомического отделения меня встречал улыбчивый человек, с внимательными и живыми глазами. Было понятно, что врач видит меня насквозь, а именно моё настороженное состояние и мелькающие в голове картинки про синих человечков. Оказалось, что это и есть заведующий патологоанатомическим отделением Костромской областной клинической больницы – Николай Геннадьевич Шмелёв.

Расскажите о выборе пути. Или кто так сильно должен разозлить в детстве, чтобы связать свою жизнь с этой профессией.

На самом деле ничего такого не было. Стать врачом я решил в 9-м классе с подачи мамы. Мне очень нравилась биология и химия, хотел преподавать одну из этих дисциплин в каком-нибудь университете студентам, но мама убедила связать жизнь с медициной. Обучение проходил в Ивановской медицинской академии на педиатрическом факультете. Но уже на 2-м курсе задумался, что дальнейший профессиональный путь свяжу с патологической анатомией. Данная специальность на самом деле – очень интересная профессия.

Работа патологоанатома объединяет в себе почти все области медицины. То есть чтобы поставить правильный диагноз, мы должны разбираться в хирургии, терапии, гинекологии, урологии, педиатрии и других разделах медицины. Это меня и заинтересовало в патанатомии. Но, конечно, решился не сразу, потребовались годы, понимал, что придётся постоянно жить с предубеждениями окружающих насчёт профессии. Да и себя трудно было преодолеть, как и все, сначала боялся.

Много было желающих на эту специализацию?

Немного – я и моя одногруппница. Да, да, девушки тоже выбирают эту профессию. В нашей сфере соотношение мужчин и женщин примерно 80 на 20 процентов. В нашем учреждении тоже работают две. К слову, и мест на обучение выделяют немного, может быть от 2-х до 4-х, в зависимости от вуза.

Как обычно строится ваш день. Много времени проводите, «заглядывая смерти в лицо»?

Вопреки устоявшемуся мнению, мы работаем в основном с живыми людьми, а не с мёртвыми. Вскрытия тел занимают лишь 20-25% от всего объёма работы. Всё остальное – гистологические исследования для диагностики прижизненных заболеваний. Говоря профессиональным языком – исследование биопсийного и операционного материала. То есть к нам поступают удалённые органы или тканевые фрагменты взятые у пациента с лечебной или диагностической целью, их мы исследуем и даём заключение, хотя больной, как правило, не подозревает, что этим занимается патологоанатом. Лечащий врач ставит окончательный диагноз, опираясь на наше заключение.

Как к вашей профессии относятся близкие?

Нормально относятся. Все давно привыкли и понимают важность этой работы. Друзья, бывает, подтрунивают, но я ко всем шуткам отношусь нормально, и сам люблю пошутить. При знакомстве все, конечно, удивляются, расспрашивают, но я к этому уже привык.

Быть патологоанатомом не страшно?

Трупов я точно не боюсь (смеётся). Есть определённый психологический барьер, который студенты-медики проходят ещё на первом курсе. Уже тогда им начинают преподавать анатомию на трупах. Своё первое вскрытие я сделал в первый день обучения в интернаруре совместно со своей одногруппницей, которая сейчас является доцентом кафедры патологической анатомии и кандидатом медицинских наук.

Как и у любого человека, у меня, конечно же, есть определённые страхи. Так с ходу не перечислю, но страх смерти присутствует. А ещё я боюсь высоты и фильмов ужасов, никогда на них не хожу.

Что может испугать в ужастиках?

Да почти всё. Эффект неожиданности, обилие крови, насилие. Из-за этого я и не пошёл в судмедэксперты, не хочу видеть картины страдания людей.

Вашу работу можно назвать опасной?

Единственное, чем может быть опасно тело умершего, – инфекциями. Это те, кто умер от инфекционных заболеваний. При работе с ними мы надеваем три пары перчаток: помимо обычных резиновых, ещё и специальные – кольчужные. Они сделаны из плотной ткани. После каждого вскрытия все средства защиты утилизируют.

Как проводите свой досуг, чем увлекаетесь?

Я очень люблю велоспорт. У меня шоссейный велосипед, проезжаю от 25 до 50 км в день. Летом добираюсь на работу исключительно на велосипеде. Для поддержания формы также часто хожу в спортзал, занимаюсь футболом. Много читаю, не только профессиональную литературу сейчас, к примеру, заканчиваю книгу об архитектуре Санкт-Петербурга. Очень люблю детективы. Не просто читаю, а сразу начинаю анализировать картину событий – здесь у меня профессиональный интерес.

Какие есть суеверия и мифы в вашей работе?

В нашем коллективе их особо нет. Только один – так называемый закон «парных случаев» всегда работает. Это когда, например, поступил человек, умерший от редкого заболевания, например, менингита, значит, скоро жди второй. А из мифов – у «большого» человека – большое сердце. Из практики могу сказать, такого нет. К примеру, поступила женщина, при жизни - наркозависимая со стажем, а после смерти мы видим у неё большое сердце. Вряд ли это свидетельство того, что она была человеком с большой буквы. Таких примеров много.

Какими качествами характера надо обладать для работы в вашей профессии?

Хладнокровие, честность, стрессоустойчивость, жизнелюбие и чувство юмора.

Ваше отношение к людям, решившим завещать своё тело науке.

Сложный вопрос. Как врач я понимаю, что для исследований нужны материалы.

Какой бы вы могли дать совет живым людям?

Внимательнее относится к своему питанию. Ожирение сокращает количество прожитых лет и качество жизни, в общем и целом. Поэтому советую всем заниматься спортом и больше находиться на свежем воздухе.


Фото СМИ44
Просмотров: 1407
Дата первого показа: 19.01.2023 10:20
Новости