«Учитель с фиалками в голове»: костромской педагог Екатерина Шелоухова рассказала о призвании, многозадачности и радости побед
Проходя по коридорам лицея №17 вместе с Екатериной, я поняла, что у этого учителя абсолютно всё под контролем. Она вела меня в свой 2 «Б» класс, обсуждая детали интервью и его оформления, встречала некоторых своих учеников и успевала за ними следить, не теряя нить разговора: «Миша, ты сейчас в столовую?... Даша, ты не забыла сдать тетрадь?... Петя, урок начинается в 13:20. Иди в библиотеку».
Екатерина Шелоухова – учитель начальных классов, которая вошла в пятёрку педагогов Костромской области и в число 1250 учителей по всей России, получивших премию Минпросвещения за достижения в педагогической деятельности в 2025 году. Также у педагога есть свой блог «Учитель с фиалками в голове». В честь Дня учителя мне очень захотелось узнать, что же это за цветы такие…
- Учитель в принципе должен стараться всё держать под контролем. Я стараюсь работать над тайм-менеджментом. Иногда это бывает непросто в режиме многозадачности. Планер достаточно жёсткий: занятия, внеурочная деятельность, какие-то организационные нюансы в учебном процессе. Прошу окружающих не стесняться и напоминать какие-то моменты. Всё записываю, но многое просто в голове держу.
- Отсюда и название блога «Учитель с фиалками в голове»? Фиалки – это ваши мысли, получается?
- Да, именно так. Мысли, идеи, впечатления.

- В описании к блогу также сказано, что вы не всегда были педагогом, а сначала получили высшее экономическое образование. Что же привело в школу и вот уже 9 лет вы преподаёте здесь?
- Изначально я поступала в театральный институт в Санкт-Петербурге. Это была академия театрального искусства на Моховой. Но что-то не задалось тогда. Отбор был очень серьёзный. Я вернулась домой. Времени на принятие решения оставалось не так много, и я поступила в Институт экономики в КГУ на специальность «Математические методы в экономике». В то время как раз были востребованы и популярны экономисты и юристы. Кстати, пока училась, любовь к театру не угасла. Я активно участвовала в спектаклях «Студенческой весны», и даже пробовала себя в роли режиссёра. Театр и сейчас является моим вдохновением и источником сил.

После 5-ти лет обучения я работала в страховой компании, но не нашла себя в этой профессии. Мне хотелось чего-то нового и творческого. Тогда меня пригласили работать в центр «Одарённые школьники». Так я ушла в дополнительное образование. Потом работала заведующей отделом в доме детского творчества «Жемчужина» – курировала деятельность школы экономики.
Но судьба привела в 17-й лицей. Вела здесь олимпиады для одарённых школьников и познакомилась с директором – на тот момент это была Евгения Петровна Троицкая. Через некоторое время я отвозила в лицей документы родителю ученика, снова встретилась с Евгенией Петровной, разговорились. Меня пригласили на должность педагога-организатора. Я поступила в Галичский педагогический колледж и параллельно взяла уже свой первый класс.
В этом году мой первый выпуск окончил 9 класс. Сейчас у меня уже третий выпуск, получается.

- Вы получили премию Министерства Просвещения. Что это за награда?
- Честно говоря, я довольно поздно узнала о возможности участия. Всегда думала, что такие премии – для учителей с огромным опытом, каких-то суперлюдей. Но оказалось, что нужно просто ознакомиться с положением и критериями, собрать материалы о своей педагогической деятельности. Признаюсь, иногда во мне просыпается страшный прокрастинатор – всё делаю в последний момент. Но тут появляется какой-то драйв и экстрим. Последние две недели перед сдачей документов я практически не спала, но всё успела.
- Что именно нужно было представить на конкурс?
- Описание своей педагогической деятельности по разным критериям: достижения учеников, личные успехи, методическую разработку. Я, например, представила конспект урока литературного чтения с конкурса «Учитель года», где мы устраивали настоящий поединок – батл с искусственным интеллектом. Дети сочиняли стихи вместе с нейросетью, а потом мы сравнивали, чьи произведения получаются более живыми, выразительными. Пришли к выводу, что искусственный интеллект – отличный помощник, но заменить человеческую душу и передать чувства при прочтении литературного произведения он не может.
- Торжественное награждение уже было?
- Меня пригласили 6 октября в театр Островского на мероприятие ко Дню учителя. Денежную часть премии – 200 тысяч рублей – я уже получила. Это приятно, конечно. Они станут финансовой подушкой безопасности и помогут путешествовать.

- Кстати, о путешествиях. Вы часто пишете о них в своём блоге. Поездки как-то помогают в работе или это всё-таки для вас способ развеяться?
- Путешествия – это не просто отдых, а настоящее вдохновение. Когда я бываю в других регионах, обязательно встречаюсь с коллегами, обмениваюсь опытом. В Екатеринбурге, например, я побывала по программе «Больше чем путешествие» как полуфиналист проекта «Топ БЛОГ». Тогда учителя устроили мне ночную экскурсию по своей школе, подарили методические пособия, которые сами разработали. Знания из путешествий часто помогают мне и в подготовке к урокам. Например, на окружающем мире, я могу поделиться впечатлениями и показать детям свои фотографии из Калмыкии, с Сахалина, Курил, Кавказа. Это совершенно иной уровень погружения в тему!
- Я также видела фотографии с вашими учениками из совместных путешествий. Был повод?
- Да. Наш класс (тогда был предыдущий выпуск, ещё четвероклассники) выиграл поездку на федеральную смену «Содружество орлят России» во Всероссийский детский центр «Океан». И мы летали туда на самолёте бесплатно почти всем классом 30 человек! Участие в том конкурсе было такой авантюрой для нас. Конкурсный отбор был огромный! Я просто говорила ребятам, что надо поучаствовать, чтобы понять, что это такое. Для регионального отбора мы проводили коллективно – творческую игру, снимали это всё на видео. На следующем этапе участвовали в онлайн-квесте по видеосвязи с ребятами 4-го класса из другого города. Весь процесс оценивали эксперты. Для нас, учителей, было отдельное конкурсное задание – ответы на вопросы по программе «Орлята России» и решение педагогических задач. Тоже в режиме онлайн с другими коллегами. Я так боялась подвести ребят. Но нам повезло, и мы вошли в число победителей. Это было невероятно!


- Как вы относитесь к наградам, победам и титулам? Много ли они значат для карьеры?
- Я спокойно к этому отношусь. В прошлом году выиграла в областном конкурсе «Я учитель». Это было неожиданно. Если честно, у меня нет цели собирать награды. Просто делаешь своё дело честно и старательно, и вселенная посылает тебе благодарность. Когда слишком зацикливаешься на победах, не остаётся времени на саму жизнь. Кстати, так было в этом году и со спектаклем «Синий платочек» по одноименной пьесе Валентина Катаева на «Студенческой весне». Я часто говорила, что у нас всё плохо, была недовольна подготовкой, никого не звала. В итоге мы получили Гран-при! Наверное, это такой оберег. Как говорится, делай, что должно, и будь что будет.


- Я вижу, что у вас как у педагога всё прекрасно с самореализацией, проектами. А что для вас значит «наслаждаться жизнью» в профессии учителя?
- Ценить каждый момент! Видеть, как дети взрослеют, радоваться их успехам, понимать, что всё не зря. Да, бывают и трудности, конфликты, но я всегда говорю ученикам: «Жизнь пролетает очень быстро, не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня». Наслаждение – видеть, как ребята общаются, поддерживают друг друга, становятся добрее и дружнее. Когда в классе царит атмосфера взаимопонимания – вот настоящая радость для учителя.
- Ваш подход к обучению можно назвать творческим?
- Скорее всего, да. Более того, считаю, что любой учитель априори творческая личность. Даже если ты не творческий человек, эта профессия обязывает. Моя любовь к театру, например, помогает в подготовке чтецов на конкурсы, в инсценировках на уроках литературного чтения. Творчество в нашей профессии – необходимость.
- Катя, вы коренная костромичка. Не хотели бы продолжить карьеру в Москве или других регионах?
- Меня звали и зовут работать в столицу. Но на данный момент я не решилась бы. И вообще, считаю, что люди должны по возможности быть полезными для своего региона. Ценность малой родины также важна, как и ценность страны в целом. Мне нравится в Москву съездить на выходные, в театр сходить, погулять, встретиться с друзьями, но жить и работать я хочу здесь. Когда ты постоянно живёшь в большом городе, ты не видишь его красоты. Ты видишь только работу, метро, пробки. А здесь у меня любимая школа, прекрасные коллеги, ученики и их родители, родные, друзья.

- Какие у вас планы и мечты?
- Если глобально – мир во всём мире! Он всем сейчас необходим. А если о личных планах. Хочу съездить в октябре на Волковский театральный фестиваль в Ярославль, сделать этот учебный год интересным и насыщенным для своих второклашек. Мечтаю продолжать путешествовать, развиваться. В профессии учителя невозможно стоять на месте, и это прекрасно! Каждый день – новые вызовы, новые открытия. То потерянная сменка, то внезапный творческий прорыв у ребёнка... Скучно не бывает!
- Что бы вы пожелали коллегам в преддверии Дня учителя?
- Находить повод для радости каждый день. Вкусный кофе, хорошая книга, удавшийся урок, улыбка ребёнка... Мы с ребятами, например, сейчас участвовали в лицейской акции ко Дню пожилого человека – делали открытки, собирали сладости для геронтологического центра. Когда делаешь добрые дела, это наполняет тебя самого и помогает не выгорать. Желаю всем нам помнить, что мы делаем важное дело, и гордиться этим!
Дата первого показа: 05.10.2025 10:00
07 декабря 10:30
В Костромской области по нацпроекту модернизировали 14 учреждений07 декабря 10:00
Ещё более тысячи костромичей воспользовались возможностью пройти диспансеризацию после рабочего дня06 декабря 10:00
Новое оборудование в Костроме позволит увеличить запасы донорской плазмы для экстренных случаев06 декабря 08:00
Второй поток «Школы фермера» в Костроме выпустил 30 новых аграриев

