Прислать новость или фото

Прислать вашу новость или фотографию вы можете нам на электронную почту info@smi44.ru

«Дневники тылового города»: как это было

пятница, 25 декабря 2020
В Костроме из воспоминаний военных лет рождается документальный спектакль

            
В Костроме из воспоминаний и дневниковых записей военных лет рождается документальный спектакль.

В постановках принимают участие школьники и студенты. Дневниковые записи и воспоминания, использованные для создания документальных спектаклей, подлинные и именно костромские.

В текст сценария они вошли практически без правок. Про то, как школьников в тридцатиградусные морозы отправляли рыть противотанковые рвы. И про то, как двенадцатилетние девчонки помогали в военных госпиталях, ухаживая за ранеными и изувеченными солдатами.
Как терпели голод.
В одном из воспоминаний читаем, что вместо положенных двух килограммов мяса детям, работавшим наравне со взрослыми, выдали килограмм селедки. Без хлеба. Но были рады и этому. Зачастую и вовсе после рабочей смены девчонки и мальчишки съедали по куску черного хлеба, запивая кипятком. Об этом тоже читаем в дневниках. И слышим со сцены.

В проекте «Дневники тылового города» пять историй. В создании спектаклей принимают участие творческие коллективы лицея № 17, школы № 30, участники театральной студии «Натворили» Костромского музея-заповедника и театра-студии «Друзья театра», а также студенты Костромского областного колледжа культуры. Каждый коллектив играет свою главу.
Марина Пудкова, режиссер:
Это даже плюс, что в съемках в данном случае участвуют непрофессиональные актеры. Плюс, в том числе, и для самих ребят. Они прикоснулись к этим воспоминаниями, прочувствовали их, попытались поставить себя на место тех, кто в свои школьные годы уже стоял у станка. Творческому коллективу 30-й школы достался очень трогательный материал. Сложный, но трогательный.
И про городских ребятишек, и про деревенских. Кто-то успевал учиться, кто-то в силу обстоятельств нет. Например, из дневниковых записей мы узнаем, что десятилетние мальчишки уже работали на фабриках и заводах. Матерям их было не прокормить. А здесь хоть какое-то довольствие. Мне кажется, что теперь ребята, которые приняли участие в съемках, к теме войны будут относиться иначе. Поколение сейчас растет достаточно холодное, в том смысле, что все мы очень сильно компьютеризированы. Даже дружим по интернету. В военные годы невозможно было выжить без человеческого тепла. Это тоже пытаемся донести до ребят.

Проект вообще дарит очень много открытий новому поколению. Девчонки, к примеру, учатся вплетать в косы не яркие современные резиночки, а невзрачные ленточки военной эпохи. Учатся вязать носки на пяти спицах – как их сверстницы, собирая посылки на фронт.
Мальчишки тоже учатся многому. Играть на баяне в том числе. Одиннадцатиклассник костромской школы № 30 Александр Журавлев на съемки пришел с дедовским баяном (про войну без песни нельзя) – тот привез инструмент еще в семидесятых года прошлого века из Германии, где служил в армии. Играл сам, любовь к музыке передал сыну и внуку.
Александр Журавлев, учащийся средней школы № 30 г. Костромы:
В детстве я занимался в музыкальной школе по классу фортепиано. А потом вместе с родителями переехал в Кострому. И здесь у дедушки увидел тот самый баян. Заинтересовался. Стал пробовать играть. Дед подарил самоучитель. Теперь даже гордится, что мелодии в моем исполнении будут звучать в спектакле. Так что эта постановка – уже семейное событие, можно сказать.
В проекте также использовались интервью-воспоминания детей войны. Диски «Дневники тылового города» со спектаклями, аудио и фотоматериалами будут переданы в школы Костромской области.
Проект «Дневники тылового города» реализуется Костромским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником при поддержке регионального отделения ООГО «Российский фонд культуры» в Костромской области.



фото Любови Володиной
Новости