Дневник фестиваля «Дни Островского в Костроме»: две яркие комедии, поставленные совершенно по-разному
Понедельник, 30 сентября 2019
XVII международный театральный фестиваль «Дни Островского в Костроме» оказался богат премьерами.
«На всякого мудреца довольно простоты» в постановке главного режиссёра театра Калужской драмы Владимира Хрущёва - третья премьера «Дней Островского».
Ранее зритель посмотрел премьерные «хорошо темперированные» «Богатые невесты» (режиссёр Сергей Кузьмич) и кинешемскую «Бесприданницу» (режиссёр Наталья Тимофеева).
Каждая из этих постановок до фестиваля показана зрителям всего один раз.
Дневник фестиваля на СМИ44 ведет театральный критик, арт-обозреватель СМИ44 Ирина Пекарская.
«На всякого мудреца довольно простоты» в постановке главного режиссёра театра Калужской драмы Владимира Хрущёва - третья премьера «Дней Островского».
Ранее зритель посмотрел премьерные «хорошо темперированные» «Богатые невесты» (режиссёр Сергей Кузьмич) и кинешемскую «Бесприданницу» (режиссёр Наталья Тимофеева).
Каждая из этих постановок до фестиваля показана зрителям всего один раз.
Дневник фестиваля на СМИ44 ведет театральный критик, арт-обозреватель СМИ44 Ирина Пекарская.
Пятый и шестой дни фестиваля Островского в Костроме – две комедии, поставленные ярко, визуально красиво, даже, можно сказать, богато, но совершенно по-разному. «На всякого мудреца довольно простоты» Калужского областного драматического театра и «Правда – хорошо, а счастье лучше» Санкт-Петербургского академического театра комедии им. Н.П.Акимова – как диспут разных стилей, разных театров, равной любви к Островскому и сходного понимания, но разной степени встроенности его текста в наши дни.
Несмотря на то, что спектакль совсем «свежий», в игре калужских артистов нет неуверенности, нет потребности снисходительно сказать: «Это всего лишь первый показ, артисты ещё не разыгрались».
Сюжет – молодой человек без средств, связей, обладая только злостью и умом, умудряется буквально ввинтиться в высшее общество обманом и хитростью, благодаря дару слова и таланту психолога – он понимает своих покровителей лучше, чем они сами. Он входит в доверие своему дальнему родственнику, важным чинам, отбивает невесту у друга, вовсю амурничает с женой дяди – по совету самого дяди. Естественно, в финале пузырь лопается, но вывод… совсем не тот, которого можно ожидать – ведь наш шустрый герой далеко не бездарность.
Да и в принципе Островский на удивление человеколюбив – он с сочувствием относится ко всем падшим, оступившимся, а, с другой стороны, положительных персонажей у него почти и нет. Весь этот карнавал ловкачества получился очень стильным во всех смыслах.
Сценография Анатолия Шикуля: первая панорама - сцена пуста, а по центру стул как трон, затем появляются два вращающихся белых куба размером с небольшую комнату без одной грани-стены. Эти кубы с подсветкой то настроение отражают, то через них гости заходят, а то и в театр теней превращаются – работают вовсю. Живой кабинет в театре сейчас достаточно популярен. Во второй части они слились в один куб, который просто висел белым арт-объектом над сценой. К арт-объекту есть вопросы – зачем он там. Гамлет-Миронов оттуда не показался, зато на одной из граней высветился портрет Островского.
Костюмы Ямины Катушевской не пестрят, а отличаются элегантным неполноцветом в вариациях жемчужно-серого, серебряного, стального. И мужчины, и женщины одеты безупречно, элегантно, со вкусом, наряды стилизованы под ретро, но при этом всё выглядит очень лаконично и современно. Никаких париков (впрочем, одному артисту все же нарастили шевелюру), антиквариата и попытки изобразить время, хотя эпоха незримо присутствует.
Дамы «старшего» поколения с модными ультракороткими стрижками, изящные, стильные – да, с Клеопатрой Львовной в исполнении эксцентричной Светланы Никифоровой можно роман закрутить молодому человеку не только из карьерных соображений, настолько она хороша и остроумна. Ну и что, что дама старше. И все персонажи – сильные, яркие, харизматичные, азартные, остроумные – слабаков здесь нет, им всем интересно друг с другом.
Интересны интриги, интересны цели. Комедия, в которой действительно никто не напрягается, не заигрывает, никто ни под кого не подстраивается. А ведь это самый сложный жанр – как непросто не быть смешным и жалким, не комиковать и не заигрывать. Глумова. Имеешь ли ты хоть какую-нибудь надежду? (прим.: на богатую невесту) Глумов. Имею. Маменька, вы знаете меня: я умен, зол и завистлив; весь в вас. Этот диалог из самого начала пьесы прекрасен и мгновенно концентрирует зрителя: что же с такими задатками у человека может получиться, при том что всегда ожидается – зло должно быть наказано или высмеяно.
Глумов Кирилла Бессонова интересен и, действительно, умён и артистичен. Привлекателен не красотой, а уверенностью и харизмой, которую он, кажется, старательно прячет. Впрочем, реально злой и завистливый мальчик не получился, Глумов здесь – авантюрист и интриган от природы, лёгкий и чуждый унынию. Очаровывает и богатый дядюшка Мамаев (Сергей Лунин), и богатый «старик» Крутицкий (Валерий Смородин) – оба эдакие чудаки, притом Крутицкий везде с собой носит аквариум с золотой рыбкой. Рыбка проецируется и на белые стенки кубов-комнат, этот «символ» можно понять как интерпретацию «аппетитов» Глумова, который, возможно, так же, как и пушкинская старуха, потерял голову от удач. Но он точно её разумнее.
Молодой крупный чиновник Городулин – шикарный светский джентльмен в исполнении Ярослава Орляченко, правда, сильно напоминающий ведущего какой-нибудь молодёжной телепередачи или диджея. Спектакль смотрится на одном дыхании, радует драйвом и азартом артистов. Во втором отделении в некоторых моментах появляется избыточность в действиях героев, но это уже мелкие детали. Чем отличается калужский Островский от оригинала? Пожалуй, здесь понижен градус сатиры, здесь «На всякого мудреца довольно простоты» - очень хорошая авантюрная комедия.
«Правда хорошо, а счастье лучше» Театра им. Акимова в постановке ярославского режиссёра Александра Кузина - спектакль в историческом стиле.
Прекрасные костюмы и декорации (художник Андрей Климов) реалистичны и выразительны. В изображении усадьбы, правда, присутствуют какие-то архитектурные руины – эффектно, но почему в этом богатом доме такой элемент? Намёк на то, что у этой семьи есть история? Костюмы если не абсолютно соответствуют историческим, то очень близки к ним.
Речь артистов тоже своеобразна – темп, выговор напоминают то, как XIX - начало ХХ века изображались на сцене в 50-е годы. Артисты прекрасные, красивые – школа, аристократизм их выгодно выделяют из простых смертных. От работы калужских артистов существование на сцене этой труппы очень сильно отличается. Всё, что происходит в постановке «На всякого мудреца…» идёт от эмоций, в потоке, не всегда сообразуясь с представлением о том, всегда ли может человек позволить себе вести себя так в реальной жизни; впрочем, они изображают людей светских, а там свои правила.
«Правда хорошо, а счастье лучше» - о купеческом доме, более патриархальном укладе, здесь большая часть эмоций скрыта, поведение диктуется разумом и роли очень чётко простроены, жесты выверены, мимика просчитана. Мавра Тарасовна в исполнении Натальи Андреевой – красивая – очень красивая – зрелая дама с королевской грацией и аристократической выдержкой, она чётко ведёт свою линию, ни бровью не выдавая ни удивления, ни восторга. И в то же время, внутренняя страстность и ироничность в глазах светятся.
Чудесный комический дуэт старой няньки Фелицаты в исполнении Веры Карповой и вдовы Зыбкиной, матери романтического героя в исполнении Ирины Цветковой. У всех голоса прекрасные, сильные – и у молодых артистов тоже.
Спектакль есть, и он именно такой, о каком мечтает процентов 70 нашей публики, но, в то же время, такое ощущение, будто такая постановка решает какие-то не совсем театральные задачи, углубляясь в соответствие эпохе и социальной среде. Ведь Островский, Александр Николаевич, писал о современниках для современников, они не выглядели в глазах тех зрителей ни лубочно-приглаженными, ни монотонно-воспитанными. Они были живые, отражали реальные проблемы, а не уводили в неведомую историческую даль, только бы забыть, что у тебя происходит за окном.
И тексты Островского сегодня могут звучать так, будто написаны сегодня обо мне и о тебе, что можно было легко почувствовать на фестивале «Дни Островского в Костроме» даже не на самых выдающихся постановках.
Очень хорошо, что существует в Костроме такой фестиваль, который поддерживает интерес к Островскому, в том числе, и в театрах. Ведь те эмоции, которые с такой удивительной силой выразил в своих драмах и комедиях Островский, понятны и сегодня, и нуждаются в проговаривании, проживании, но сквозь призму своих собственных эмоций, а не традиций XIX века, которые сегодня уже затемняют глубинный смысл происходящего, например, настойчиво транслируемые в школе цитаты из Добролюбова.
Если внимательно читать или смотреть Островского, понимаешь, как сильно он сочувствовал этому слабому существу – человеку, как сильно любил и как умел прощать.
Несмотря на то, что спектакль совсем «свежий», в игре калужских артистов нет неуверенности, нет потребности снисходительно сказать: «Это всего лишь первый показ, артисты ещё не разыгрались».
Сюжет – молодой человек без средств, связей, обладая только злостью и умом, умудряется буквально ввинтиться в высшее общество обманом и хитростью, благодаря дару слова и таланту психолога – он понимает своих покровителей лучше, чем они сами. Он входит в доверие своему дальнему родственнику, важным чинам, отбивает невесту у друга, вовсю амурничает с женой дяди – по совету самого дяди. Естественно, в финале пузырь лопается, но вывод… совсем не тот, которого можно ожидать – ведь наш шустрый герой далеко не бездарность.
Да и в принципе Островский на удивление человеколюбив – он с сочувствием относится ко всем падшим, оступившимся, а, с другой стороны, положительных персонажей у него почти и нет. Весь этот карнавал ловкачества получился очень стильным во всех смыслах.
Сценография Анатолия Шикуля: первая панорама - сцена пуста, а по центру стул как трон, затем появляются два вращающихся белых куба размером с небольшую комнату без одной грани-стены. Эти кубы с подсветкой то настроение отражают, то через них гости заходят, а то и в театр теней превращаются – работают вовсю. Живой кабинет в театре сейчас достаточно популярен. Во второй части они слились в один куб, который просто висел белым арт-объектом над сценой. К арт-объекту есть вопросы – зачем он там. Гамлет-Миронов оттуда не показался, зато на одной из граней высветился портрет Островского.
Костюмы Ямины Катушевской не пестрят, а отличаются элегантным неполноцветом в вариациях жемчужно-серого, серебряного, стального. И мужчины, и женщины одеты безупречно, элегантно, со вкусом, наряды стилизованы под ретро, но при этом всё выглядит очень лаконично и современно. Никаких париков (впрочем, одному артисту все же нарастили шевелюру), антиквариата и попытки изобразить время, хотя эпоха незримо присутствует.
Дамы «старшего» поколения с модными ультракороткими стрижками, изящные, стильные – да, с Клеопатрой Львовной в исполнении эксцентричной Светланы Никифоровой можно роман закрутить молодому человеку не только из карьерных соображений, настолько она хороша и остроумна. Ну и что, что дама старше. И все персонажи – сильные, яркие, харизматичные, азартные, остроумные – слабаков здесь нет, им всем интересно друг с другом.
Интересны интриги, интересны цели. Комедия, в которой действительно никто не напрягается, не заигрывает, никто ни под кого не подстраивается. А ведь это самый сложный жанр – как непросто не быть смешным и жалким, не комиковать и не заигрывать. Глумова. Имеешь ли ты хоть какую-нибудь надежду? (прим.: на богатую невесту) Глумов. Имею. Маменька, вы знаете меня: я умен, зол и завистлив; весь в вас. Этот диалог из самого начала пьесы прекрасен и мгновенно концентрирует зрителя: что же с такими задатками у человека может получиться, при том что всегда ожидается – зло должно быть наказано или высмеяно.
Глумов Кирилла Бессонова интересен и, действительно, умён и артистичен. Привлекателен не красотой, а уверенностью и харизмой, которую он, кажется, старательно прячет. Впрочем, реально злой и завистливый мальчик не получился, Глумов здесь – авантюрист и интриган от природы, лёгкий и чуждый унынию. Очаровывает и богатый дядюшка Мамаев (Сергей Лунин), и богатый «старик» Крутицкий (Валерий Смородин) – оба эдакие чудаки, притом Крутицкий везде с собой носит аквариум с золотой рыбкой. Рыбка проецируется и на белые стенки кубов-комнат, этот «символ» можно понять как интерпретацию «аппетитов» Глумова, который, возможно, так же, как и пушкинская старуха, потерял голову от удач. Но он точно её разумнее.
Молодой крупный чиновник Городулин – шикарный светский джентльмен в исполнении Ярослава Орляченко, правда, сильно напоминающий ведущего какой-нибудь молодёжной телепередачи или диджея. Спектакль смотрится на одном дыхании, радует драйвом и азартом артистов. Во втором отделении в некоторых моментах появляется избыточность в действиях героев, но это уже мелкие детали. Чем отличается калужский Островский от оригинала? Пожалуй, здесь понижен градус сатиры, здесь «На всякого мудреца довольно простоты» - очень хорошая авантюрная комедия.
«Правда хорошо, а счастье лучше» Театра им. Акимова в постановке ярославского режиссёра Александра Кузина - спектакль в историческом стиле.
Прекрасные костюмы и декорации (художник Андрей Климов) реалистичны и выразительны. В изображении усадьбы, правда, присутствуют какие-то архитектурные руины – эффектно, но почему в этом богатом доме такой элемент? Намёк на то, что у этой семьи есть история? Костюмы если не абсолютно соответствуют историческим, то очень близки к ним.
Речь артистов тоже своеобразна – темп, выговор напоминают то, как XIX - начало ХХ века изображались на сцене в 50-е годы. Артисты прекрасные, красивые – школа, аристократизм их выгодно выделяют из простых смертных. От работы калужских артистов существование на сцене этой труппы очень сильно отличается. Всё, что происходит в постановке «На всякого мудреца…» идёт от эмоций, в потоке, не всегда сообразуясь с представлением о том, всегда ли может человек позволить себе вести себя так в реальной жизни; впрочем, они изображают людей светских, а там свои правила.
«Правда хорошо, а счастье лучше» - о купеческом доме, более патриархальном укладе, здесь большая часть эмоций скрыта, поведение диктуется разумом и роли очень чётко простроены, жесты выверены, мимика просчитана. Мавра Тарасовна в исполнении Натальи Андреевой – красивая – очень красивая – зрелая дама с королевской грацией и аристократической выдержкой, она чётко ведёт свою линию, ни бровью не выдавая ни удивления, ни восторга. И в то же время, внутренняя страстность и ироничность в глазах светятся.
Чудесный комический дуэт старой няньки Фелицаты в исполнении Веры Карповой и вдовы Зыбкиной, матери романтического героя в исполнении Ирины Цветковой. У всех голоса прекрасные, сильные – и у молодых артистов тоже.
Спектакль есть, и он именно такой, о каком мечтает процентов 70 нашей публики, но, в то же время, такое ощущение, будто такая постановка решает какие-то не совсем театральные задачи, углубляясь в соответствие эпохе и социальной среде. Ведь Островский, Александр Николаевич, писал о современниках для современников, они не выглядели в глазах тех зрителей ни лубочно-приглаженными, ни монотонно-воспитанными. Они были живые, отражали реальные проблемы, а не уводили в неведомую историческую даль, только бы забыть, что у тебя происходит за окном.
И тексты Островского сегодня могут звучать так, будто написаны сегодня обо мне и о тебе, что можно было легко почувствовать на фестивале «Дни Островского в Костроме» даже не на самых выдающихся постановках.
Очень хорошо, что существует в Костроме такой фестиваль, который поддерживает интерес к Островскому, в том числе, и в театрах. Ведь те эмоции, которые с такой удивительной силой выразил в своих драмах и комедиях Островский, понятны и сегодня, и нуждаются в проговаривании, проживании, но сквозь призму своих собственных эмоций, а не традиций XIX века, которые сегодня уже затемняют глубинный смысл происходящего, например, настойчиво транслируемые в школе цитаты из Добролюбова.
Если внимательно читать или смотреть Островского, понимаешь, как сильно он сочувствовал этому слабому существу – человеку, как сильно любил и как умел прощать.
Просмотров: 2845
Дата первого показа: 30.09.2019 09:55
Дата первого показа: 30.09.2019 09:55
Новости
02 декабря 23:00
Губернатор потребовал возобновить работу по вовлечению костромичей на занятия физкультурой в новых спортзалах школ02 декабря 18:00
В Костроме состоялся суд по громкому делу о ДТП, в котором погибла 10-месячная малышка02 декабря 17:00
Костромские участники СВО смогут улучшить жилищные условия через ЖСК с господдержкой02 декабря 15:30
Военно-социальный центр министерства обороны открылся в Костроме02 декабря 14:30
Костромские бюджетники получат последнюю зарплату года до праздников