Сергей Кузьмич: этот пандемийный год для меня оказался невероятно насыщенным и плодотворным
Четверг, 30 декабря 2021
В театре не принято подводить итоги календарного года. Здесь все измеряется сезонами. И все же мы попробовали.
Каким выдался 2021-ый пандемийный, что теперь объединяет сочинский и костромской театры, кому мы отдадим Островского и когда у нас остановится «Трамвай «Желание» - в канун Нового года корреспондент информационного портала СМИ44 побывал в гостях у главного режиссера Костромского драматического театра им. А.Н. Островского Сергея Кузьмича.
Говорили и о коронавирусе (даже в искусстве теперь без этого никуда), и о чуде рождения спектакля, о личных творческих итогах и планах на 2022 год, который, кстати, в театральном плане обещает быть очень любопытным.
Сергей Юрьевич, Костромской драматический театр, как и все мы, живет в условиях пандемийных ограничений уже второй год. Накладывает ли это отпечатки на особую театральную атмосферу, на актеров и зрителей?
В новых условиях театр живет с марта прошлого года. Раньше, когда все начиналось, была какая-то непонятная ситуация. Сейчас мы адаптировались и привыкли к такому режиму работы, когда в зале – всего 50% зрителей. Честно говоря, мы уже не помним тот допандемийный период. Это было так давно и уже, кажется нереальным. Конечно, какие-то изменения произошли в наших головах, ведь жизнь стала другой.
А лично на Вас, как на человеке творческом, сказываются тревожные настроения, вызванные коронавирусом?
По большому счету, нет. Хотя, конечно, я ощущаю некую встревоженность, которая витает в воздухе. Она периодически возникает по разным ситуациям, происходящим в нашей стране и мире. Сейчас она тоже присутствует. Знаете, это такое волнообразное явление. Волна тревожности, страха и напряженности обязательно сменится на что-то позитивное.
Есть такие исследования, что в стрессовые периоды из всех жанров кино люди предпочитают смотреть ужасы, таким образом выплескивая усталость, страхи и негатив. В театре работают другие правила?
Если говорить о репертуаре, то у нас публика всегда любила жизнерадостные спектакли. И даже если это трагедия, все равно история должна быть с надеждой. Я читал, что в годы войны, например, очень любили спектакли легкого жанра: комедии, оперетты, которые вывозились на фронт театральными бригадами. И спрашивая на фронте людей, какие бы они хотели смотреть спектакли, все говорили: не надо нам трагедий и драм, дайте что-то очень далекое от той реальности, в которой приходилось жить тогда. Сейчас, я думаю, ситуация во многом схожа. Из-за различных угроз, которые нас окружают, у нас появилось больше желания видеть светлые, легкие, обнадеживающие спектакли. И мы идем в театр на такие спектакли. Сначала мы это смотрим на сцене, в театре. А потом наша надежда в хорошее обязательно воплощается в реальной жизни.
Сергей Юрьевич, подводя итоги своего личного года, какие наиболее значимые события можете выделить в творческой жизни?
У меня так случилось, что вроде бы и пришли какие-то ограничения в жизни, но этот пандемийный период для меня оказался невероятно насыщенным и плодотворным. До пандемии у меня не было столько работы и такого количества постановок. Были поставлены спектакли по пьесам, которые давно рассматривал и хотел воплотить на сцене. Также был приглашен два раза в Сочи на постановки сказок. В Сочи тогда открывался новый театр, и руководство этого театра хотело сделать яркую, веселую, динамичную сказку. Я им предложил «Любовь к трем апельсинам» - итальянскую сказку с танцами, песнями и южными страстями. Костромичи видели эту постановку в нашем театре. Она была у нас репертуаре несколько лет.
Сочинцы остались довольны?
Да, поэтому пригласили второй раз поставить сказку «Молодильные яблоки». Теперь зовут на постановку «взрослого» спектакля. Но пока нет возможности, потому что у меня здесь, в Костроме, много планов. Уже сейчас мы начали работу над спектаклем «Трамвай «Желание» по пьесе американского классика Теннесси Уильямса. Сразу после Нового года начнем вплотную репетировать. Премьера планируется в конце марта, к Дню театра. Это известнейшая и непростая пьеса американской драматургии середины 20 века. Для меня это тоже определенный вызов, и сейчас я нахожусь в таком тревожном и радостном предвкушении, что из этого всего получится, как мы это сделаем.
Сергей Юрьевич, на какие главные этапы можно разделить процесс создания спектакля?
Первый – это, наверное, выбор пьесы и то предвкушение от предстоящей работы, о котором Вы говорите. Да, сначала это выбор пьесы. И выбор этот зависит от того, как пьеса звучит в наше время и как мы в ней «отражаемся», будет ли она интересна современному человеку и будет ли она резонировать с нашими внутренними вопросами к себе и к миру.
Как понять, будет ли это интересно?
Через себя. Ведь я тоже человек этого времени. Если мне это интересно, я думаю, что и других это затронет. А потом мы же общаемся друг с другом. Я узнаю мнения разных людей, мы смотрим записи театральных постановок по этой пьесе, какой отклик, какие мысли и эмоции рождает эта история. И сопоставляем – а что может сказать нам эта история в наше время. Потом начинается работа с этой пьесой, она разбирается, анализируется, расследуются все хитросплетения сюжета. Нужно проявить тему и идею пьесы, понять мотивы, толкнувшие автора к написанию этой истории. Помимо этого, ищется или пишется музыка, встречаемся с художником, придумываем сценографию, костюмы. В результате находим, так называемое, решение спектакля. Потом приступаем к репетициям. Вместе с артистами постигаем цели, задачи, мотивы персонажей. «Присваиваем» текст и намерения героев пьесы, чтобы этот текст звучал из уст артистов убедительно. В результате формируются характеры персонажей в единой связи с их поступками. Весь процесс создания спектакля сложен и требует огромного количества времени, сил, денег и душевных усилий. Но это и большое удовольствие, так как через игровую форму театра мы что-то понимаем про себя и свою жизнь. А затем случается спектакль, и мы через себя знакомим зрителя с драматургом.
Какой из последних спектаклей, говоря о прохождении всех этапов создания, был особенно сложным?
Это любой спектакль. Все сложно и требует серьезных усилий, если делать свою работу профессионально. Да, это трудно, но это не вымученность, а удовольствие от хорошо сделанной работы. Халтурность и дилетантство не люблю в любом деле, а в нашем особенно.
Какие еще премьеры ждут зрителя в новом году?
Параллельно с выпуском «Трамвая желания» режиссером и художником нашего театра Еленой Сафоновой будет ставиться спектакль «Кошки-мышки», это современная канадская мелодрама. Там будут задействованы все заслуженные артисты России, работающие в нашем театре. Премьера этого спектакля запланирована на начало марта.
Большое дело у нас случится в начале апреля – к нам приезжает режиссер из Санкт – Петербурга Игорь Коняев. Он лауреат театральной премии «Золотая маска», широкой известен в театральных кругах. Костромичам он уже знаком. В нашем театре Игорь Григорьевич ставил спектакль «Снегурочка». В этот раз он будет ставить спектакль «Доходное место» А.Н. Островского.
Отдаете нашего Островского?
Игорю Григорьевичу мы отдадим что угодно, потому что он – большой мастер, профессионал, замечательный режиссер. И нам страшно интересно, что получится. Ждем. Премьера у него планируется в конце весны.
Сергей Юрьевич, что пожелаете своим коллегам и зрителям в Новый год?
Поздравляю всех с наступающим Новым годом. Следующий год точно будет другой. Должна появиться тенденция к более нормальной жизни в плане ограничений и всего остального. И это точно случится, потому что не бывает все время плохо, когда - то наступит и хорошо. Приходите в театр. Театр – это место, где случаются удивительные открытия, знакомства и озарения. Театр - это всегда праздник, потому что он помогает нам видеть и слышать друг друга, а значит чувствовать, что мы не одиноки и счастливы уже тем, что мы есть. Давайте встречаться чаще.
Каким выдался 2021-ый пандемийный, что теперь объединяет сочинский и костромской театры, кому мы отдадим Островского и когда у нас остановится «Трамвай «Желание» - в канун Нового года корреспондент информационного портала СМИ44 побывал в гостях у главного режиссера Костромского драматического театра им. А.Н. Островского Сергея Кузьмича.
Говорили и о коронавирусе (даже в искусстве теперь без этого никуда), и о чуде рождения спектакля, о личных творческих итогах и планах на 2022 год, который, кстати, в театральном плане обещает быть очень любопытным.
Сергей Юрьевич, Костромской драматический театр, как и все мы, живет в условиях пандемийных ограничений уже второй год. Накладывает ли это отпечатки на особую театральную атмосферу, на актеров и зрителей?
В новых условиях театр живет с марта прошлого года. Раньше, когда все начиналось, была какая-то непонятная ситуация. Сейчас мы адаптировались и привыкли к такому режиму работы, когда в зале – всего 50% зрителей. Честно говоря, мы уже не помним тот допандемийный период. Это было так давно и уже, кажется нереальным. Конечно, какие-то изменения произошли в наших головах, ведь жизнь стала другой.
А лично на Вас, как на человеке творческом, сказываются тревожные настроения, вызванные коронавирусом?
По большому счету, нет. Хотя, конечно, я ощущаю некую встревоженность, которая витает в воздухе. Она периодически возникает по разным ситуациям, происходящим в нашей стране и мире. Сейчас она тоже присутствует. Знаете, это такое волнообразное явление. Волна тревожности, страха и напряженности обязательно сменится на что-то позитивное.
Есть такие исследования, что в стрессовые периоды из всех жанров кино люди предпочитают смотреть ужасы, таким образом выплескивая усталость, страхи и негатив. В театре работают другие правила?
Если говорить о репертуаре, то у нас публика всегда любила жизнерадостные спектакли. И даже если это трагедия, все равно история должна быть с надеждой. Я читал, что в годы войны, например, очень любили спектакли легкого жанра: комедии, оперетты, которые вывозились на фронт театральными бригадами. И спрашивая на фронте людей, какие бы они хотели смотреть спектакли, все говорили: не надо нам трагедий и драм, дайте что-то очень далекое от той реальности, в которой приходилось жить тогда. Сейчас, я думаю, ситуация во многом схожа. Из-за различных угроз, которые нас окружают, у нас появилось больше желания видеть светлые, легкие, обнадеживающие спектакли. И мы идем в театр на такие спектакли. Сначала мы это смотрим на сцене, в театре. А потом наша надежда в хорошее обязательно воплощается в реальной жизни.
Сергей Юрьевич, подводя итоги своего личного года, какие наиболее значимые события можете выделить в творческой жизни?
У меня так случилось, что вроде бы и пришли какие-то ограничения в жизни, но этот пандемийный период для меня оказался невероятно насыщенным и плодотворным. До пандемии у меня не было столько работы и такого количества постановок. Были поставлены спектакли по пьесам, которые давно рассматривал и хотел воплотить на сцене. Также был приглашен два раза в Сочи на постановки сказок. В Сочи тогда открывался новый театр, и руководство этого театра хотело сделать яркую, веселую, динамичную сказку. Я им предложил «Любовь к трем апельсинам» - итальянскую сказку с танцами, песнями и южными страстями. Костромичи видели эту постановку в нашем театре. Она была у нас репертуаре несколько лет.
Сочинцы остались довольны?
Да, поэтому пригласили второй раз поставить сказку «Молодильные яблоки». Теперь зовут на постановку «взрослого» спектакля. Но пока нет возможности, потому что у меня здесь, в Костроме, много планов. Уже сейчас мы начали работу над спектаклем «Трамвай «Желание» по пьесе американского классика Теннесси Уильямса. Сразу после Нового года начнем вплотную репетировать. Премьера планируется в конце марта, к Дню театра. Это известнейшая и непростая пьеса американской драматургии середины 20 века. Для меня это тоже определенный вызов, и сейчас я нахожусь в таком тревожном и радостном предвкушении, что из этого всего получится, как мы это сделаем.
Сергей Юрьевич, на какие главные этапы можно разделить процесс создания спектакля?
Первый – это, наверное, выбор пьесы и то предвкушение от предстоящей работы, о котором Вы говорите. Да, сначала это выбор пьесы. И выбор этот зависит от того, как пьеса звучит в наше время и как мы в ней «отражаемся», будет ли она интересна современному человеку и будет ли она резонировать с нашими внутренними вопросами к себе и к миру.
Как понять, будет ли это интересно?
Через себя. Ведь я тоже человек этого времени. Если мне это интересно, я думаю, что и других это затронет. А потом мы же общаемся друг с другом. Я узнаю мнения разных людей, мы смотрим записи театральных постановок по этой пьесе, какой отклик, какие мысли и эмоции рождает эта история. И сопоставляем – а что может сказать нам эта история в наше время. Потом начинается работа с этой пьесой, она разбирается, анализируется, расследуются все хитросплетения сюжета. Нужно проявить тему и идею пьесы, понять мотивы, толкнувшие автора к написанию этой истории. Помимо этого, ищется или пишется музыка, встречаемся с художником, придумываем сценографию, костюмы. В результате находим, так называемое, решение спектакля. Потом приступаем к репетициям. Вместе с артистами постигаем цели, задачи, мотивы персонажей. «Присваиваем» текст и намерения героев пьесы, чтобы этот текст звучал из уст артистов убедительно. В результате формируются характеры персонажей в единой связи с их поступками. Весь процесс создания спектакля сложен и требует огромного количества времени, сил, денег и душевных усилий. Но это и большое удовольствие, так как через игровую форму театра мы что-то понимаем про себя и свою жизнь. А затем случается спектакль, и мы через себя знакомим зрителя с драматургом.
Какой из последних спектаклей, говоря о прохождении всех этапов создания, был особенно сложным?
Это любой спектакль. Все сложно и требует серьезных усилий, если делать свою работу профессионально. Да, это трудно, но это не вымученность, а удовольствие от хорошо сделанной работы. Халтурность и дилетантство не люблю в любом деле, а в нашем особенно.
Какие еще премьеры ждут зрителя в новом году?
Параллельно с выпуском «Трамвая желания» режиссером и художником нашего театра Еленой Сафоновой будет ставиться спектакль «Кошки-мышки», это современная канадская мелодрама. Там будут задействованы все заслуженные артисты России, работающие в нашем театре. Премьера этого спектакля запланирована на начало марта.
Большое дело у нас случится в начале апреля – к нам приезжает режиссер из Санкт – Петербурга Игорь Коняев. Он лауреат театральной премии «Золотая маска», широкой известен в театральных кругах. Костромичам он уже знаком. В нашем театре Игорь Григорьевич ставил спектакль «Снегурочка». В этот раз он будет ставить спектакль «Доходное место» А.Н. Островского.
Отдаете нашего Островского?
Игорю Григорьевичу мы отдадим что угодно, потому что он – большой мастер, профессионал, замечательный режиссер. И нам страшно интересно, что получится. Ждем. Премьера у него планируется в конце весны.
Сергей Юрьевич, что пожелаете своим коллегам и зрителям в Новый год?
Поздравляю всех с наступающим Новым годом. Следующий год точно будет другой. Должна появиться тенденция к более нормальной жизни в плане ограничений и всего остального. И это точно случится, потому что не бывает все время плохо, когда - то наступит и хорошо. Приходите в театр. Театр – это место, где случаются удивительные открытия, знакомства и озарения. Театр - это всегда праздник, потому что он помогает нам видеть и слышать друг друга, а значит чувствовать, что мы не одиноки и счастливы уже тем, что мы есть. Давайте встречаться чаще.
Просмотров: 7457
Дата первого показа: 30.12.2021 18:02
Дата первого показа: 30.12.2021 18:02
Новости
24 ноября 12:00
В Костроме дети военнослужащих по контракту могут посещать муниципальные кружки и секции бесплатно24 ноября 10:19
Губернатор Сергей Ситников поздравил костромичек c Днём Матери24 ноября 08:00
Лыжник из Костромы вошёл в пятёрку лучших на первом этапе Кубка России по лыжным гонкам23 ноября 20:00
На федеральной трассе Кострома-Шарья произошло ДТП23 ноября 17:00
С 2025 года в Костромской области установят новый налоговый режим для малого бизнеса23 ноября 12:01
Сегодня в Костромской области прогнозируют сильный ветер