Прислать новость или фото

Прислать вашу новость или фотографию вы можете нам на электронную почту info@smi44.ru

Временное озеро из «Чемоданчика»: о премьере в независимом театре кукол в Костроме

воскресенье, 01 сентября 2019
Временное озеро из «Чемоданчика»: о премьере  в независимом театре кукол в Костроме
В конце августа в Костроме состоялось настоящее театральное событие – можно сказать, маленькое, в силу своей камерности, но в этом его глубина и подлинность.

Это событие – кукольный спектакль «Озеро» независимого театра кукол «Чемоданчик» Татьяны Булдаковой.
Постановка создана по мотивам одноимённого миниатюрного рассказа Рэя Бредбери.

 Любая театральная постановка стоит денег, порой – немалых. Как удалось скромному маленькому «Чемоданчику» воплотить такой проект, нерядового, как минимум, непровинциального уровня? Не поленились, написали заявку на грант Союза театральных деятелей РФ, который выделялся на постановку независимым театральным коллективам. Это позволило собрать молодую и очень интересную команду для работы над спектаклем. Татьяна Булдакова, актриса и руководитель «Чемоданчика», пригласила Дмитрия Шишанова, режиссёра, в 2019 году номинировавшегося на «Золотую маску», Никиту Запаскина, главного художника Могилёвского областного театра кукол (Беларусь), и хорошо известную Марию Качалкову, хореографа, поставившую в Костроме не один обсуждаемый спектакль, в том числе и «золотомасочные».
Сама Татьяна Булдакова номинировалась на «Золотую маску» в 2011 как исполнительница главной женской роли в спектакле Костромского театра кукол «Медведь» по одноимённой пьесе Антона Чехова (режиссёр – Владимир Бирюков, 2009).

 Что же отличает «Озеро» от прочих театральных постановок? Вдумчивость. Вдумчивость, показавшая, что театр кукол по требованиям к мастерству актёра, к глубине проживания роли ничуть не отличается, а то и более строг, чем театр драмы. Это свойство улетучилось из большинства костромских постановок. Ты идёшь в театр, на спектакль по классическому произведению, которое требует серьёзного философского осмысления каждой мизансцены и режиссёром, и артистами, ты понимаешь, что вот эта вот конкретная роль могла бы быть коронной для актёра/актрисы, но события не происходит, так как не было времени или желания задуматься. Вдумчивости не было, исполнители и первых, и вторых ролей стали простыми статистами.

 Кукольное «Озеро» погрузило всех – хотя, как всегда, «все» здесь ложная посылка, есть и серьёзные критики. Кажется, что «Озеро» - не логическая конструкция, постановка не подлежит интеллектуальному анализу. Это вещь атмосферная, глубоко-эмоциональная, как, например, золотомасочная «Снегурочка» Костромского театра кукол (режиссёр – Евгений Ибрагимов, 2016).

lake1.jpg

На небольшом наклонном подиуме-планшете – песок, захваченный морщинистыми лапами-змеями корней старого дерева. Звуки волн, музыка. Медленно ходит по берегу старичок – маленькая, не более 30 см, трогательная планшетная кукла. Иногда наступает тишина – кажется, должно что-то произойти, но нет, безмолвие – пауза во времени, возобновляется шум волн.
Артисты – духи, мисты, с выбеленными лицами-масками (Татьяна Булдакова, Ольга (Алёна) Булкина, Анастасия Булдакова) – сосредоточенны, погружены и в ритм волн, и в размышления своего героя. Кажется, ничего не происходит – долгое время зрители наблюдают за погружённой в себя куклой. Затем появляется ещё один человечек – молодой, с девушкой. Почти нет слов, те, что произносятся время от времени – не всегда внятны. Здесь – не важно, слова – лишь символ общения.

Время, как и в произведении Бредбери, закольцовано в воспоминании. Здесь событие, которое понятно герою, наглядно делает его отличным от тех, для кого печальная находка старика не является фактом прошлого. Только это отличие – герой рядом со своими современниками становится ребёнком – проходит мимолётно, в отличие от всей предыстории, такой медленной, кантиленной, приковывающей внимание. И всю историю, по большому счёту, зритель должен придумать сам – если не читал рассказ, ставший поводом для создания спектакля.

 Прошлое всегда с нами, запах, предмет, воспоминание нас тут же возвращают в ушедшие годы, в юность, в детство и иногда не позволяют двигаться вперёд (как, например, происходит в произведениях Жана Ануя), а иногда артефакт прошлого возвращает к самому себе, в те времена, когда деревце, чьи мощные корни сегодня захватили берег, было совсем юным, и когда мальчик и девочка строили замки из песка – как построен сюжет здесь. Время, процесс жизни, её линейность и, в то же время, существование всей жизни в акте текущей минуты – вот что сконцентрировалось в «Озере» костромского «Чемоданчика».
Время необратимо и оно в тебе. В каждом человеке, в каждой личности течёт свой временной поток.

Постановка настолько лаконична, что становится практически поэтическим произведением. Собственно говоря, на этом спектакле каждый может плыть по волнам своего воображения и достраивать то, что подсказывает своя жизнь, встраиваться в крик птиц и течение песка ещё одним, незримым для остальных, персонажем; на созданном коллективом «Чемоданчика» песчаном пятачке, вероятно, во время представления «бегает» много таких мальчиков и девочек.
lake2.jpg

Что показала эта постановка? Что в Костроме возможен и нужен эксперимент, чуждый развлекательности – люди идут, не смотря на достаточно высокую (для костромских театров) цену билетов. Люди разного возраста, в том числе молодёжь, тогда как в драматических театрах основную аудиторию нередко определяют педагоги на пенсии.
Безусловно, автор выбран очень популярный, культовый и, что самое главное, через этого автора возможно говорить с людьми об их реальных переживаниях, об их детских переживаниях. Как в одном из цитируемых отзывов в группе «Чемоданчика» «Озеро» сравнивают с психотерапией и в этом есть доля истины. Подлинный театр далёк от развлечения, он не конкурент цирку или парку аттракционов. Театр – это путь к себе.


Текст: Ирина Пекарская, театральный критик, член СТД РФ, завлит Костромского областного театра кукол
Фото спектакля – Евгений Седелкин
Новости