Прислать новость или фото

Прислать вашу новость или фотографию вы можете нам на электронную почту info@smi44.ru

Розовский фестиваль: послесловие. Спектакль «Брат Алёша» Нового драматического театра (г.Москва)

среда, 21 февраля 2018
Розовский фестиваль: послесловие. Спектакль «Брат Алёша» Нового драматического театра (г.Москва)
С конца нулевых годов многие российские провинциальные театры стали выступать инициаторами крупных театральных форумов.
Фестивали позволяют налаживать связи на культурной карте России и мира, преодолевать естественный региональный изоляционизм театра. Первый международный театральный фестиваль имени Виктора Розова в русле этого мощного течения появился без инициативы «сверху», охватил сразу два города – Кострому и Ярославль, и объединил в своём репертуаре 15 театральных коллективов от Риги и Кишинёва до Нижнего Новгорода и Ярославля.
Идея фестиваля, посвящённого Виктору Розову, зародилась давно, ещё при подготовке к столетнему юбилею драматурга. Но «Розовские чтения», состоявшиеся при РАМТе в 2013 году и подарившие театру интересные постановки по пьесам Розова, не стали традицией. Костромская инициатива, идеологом которой выступил главный режиссёр Костромского камерного драматического театра Станислав Голодницкий, прошла в другом формате.
В Кострому театры приезжали как на обычные гастроли, и это был больше зрительский праздник – такого потока театров с добротными постановками, отличающимися розовскими искренностью, поиском правды и определённой долей наивности, в нашем городе не было никогда! Было бы прекрасно, если бы вокруг этого крупного культурного события были организованы дискуссии и обсуждения, форум шире освящался бы критиками и неравнодушными к театру людьми в сети. Ведь только так любое театральное явление может сохраниться в истории!

Завершал костромскую программу на сцене филармонии спектакль «Брат Алёша» Московского Нового драматического театра в постановке дочери драматурга Татьяны Розовой. Пьеса Виктора Розова по мотивам романа Достоевского «Братья Карамазовы» сначала называлась «Мальчики», но так как она вошла в репертуар не только ТЮЗов, то автор дал ей более «взрослое» название. Хотя, первое, возможно, тоньше отражает суть. «Мальчики» Розова показывают историю травли Илюши Снегирёва одноклассниками и отношения Алексея Карамазова с этими мальчиками и Лизой Хохлаковой, а также болезнь и смерть Илюши, сплотившую и примирившую их всех.
Художник-постановщик Екатерина Кузнецова для этого спектакля создала небольшие декорации – несколько невысоких двумерных домиков, колоколенок, каких-то иных городских строений в духе шагаловского Витебска, но в неброском кофейном монохроме. Эти домики легко перемещаются по сцене, создавая иллюзию движения героев по городу – в пьесе много таких пеших прогулок. И костюмы героев также по цвету все близки и неярки – здесь есть песочный, коричневый и чёрный, немного белых деталей (художник по костюмам – Мария Кузнецова). Этот подход создаёт определённое стилевое единство постановки и, кроме того, приглушённые тона оформления, некрупные декорации как бы выдвигают на первый план человека, артиста, делая его большим и значимым. Костюмы здесь есть и с условным обозначением эпохи Достоевского, например, длинное платье в пол, но без деталей, крой современный, но наброшенный на плечи белый пуховый платок делает его элегантным и придаёт определённый ретро-флёр. А иные наряды - универсальные для 60-80-х гг ХХ века, да и для нашего времени тоже – какие-то свитера, курточки – намёк на неустаревающий сюжет пьесы.
Спектакль начинается с визита Алёши к Снегирёвым. Сцена издевательств Дмитрия Карамазова над несчастным штабс-капитаном Снегирёвым логично вырезана – ведь об этом он потом достаточно подробно рассказывает Алексею. Алёша Карамазов в исполнении Евгения Рубина – красивый, светлый, нежный юноша, но не рыхлый или слабый, а с очень хорошим мужским волевым началом. В его Алёше есть грация и обаяние, но в то же время и определённое ненавязчивое упрямство, настойчивость. Отличные дуэты сложились у него и со штабс-капитаном в исполнении Михаила Калиничева, и с Лизой в исполнении Анастасии Цибизовой. Штабс-капитан Калиничева – эмоциональный, но не истеричный, не комикующий, скромный человек. Его доброта и заботливость очевидны по тому, как он заботится о своих близких, как обнимает свою несчастную безумную жену (актриса Екатерина Демакова). И он сам иногда, кажется, готов помешаться, но ответственность перед близкими – одно из его стержневых качеств.
Лиза-Цибизова мила, даже очаровательна, нервозна и отталкивающа одновременно, какими бывают бунтующие подростки. Это девушка с характером, но с очень тяжелым. Отношения с Алексеем получились трогательные, настоящие. Ярким моментом оказался спонтанный поцелуй Алёши – он поцеловал сидящую девушку и от этого поцелуя как взлетел и, смущённый, убежал, вызвав в зале неподдельную радость. Первое отделение, в котором объясняются Алёша и Лиза, проходит травля Илюши, Снегирёв рассказывает о своих переживаниях, получилось острым и современным. И сегодня одноклассники организуют травлю аутсайдеров, а те, обозлившись, могут ответить не менее страшно. И сегодня первая любовь – это событие, на которое не знаешь, как реагировать и как себя правильно вести, особенно если ты инвалид и твоя мама «знает, как лучше». Многое прозвучало свежо, живо, интересно.
Второе отделение, когда ребята приходят к больному Илюше (Алексей Спирин), Коля Красоткин «экспериментирует» над людьми на рынке, становится рыхлым. Подросток-максималист Коля Красоткин (Сергей Бредюк), такой «розовский» и современный по сути персонаж, получился очень обаятельным, с внятным характером, артисты все хороши, однако сами обстоятельства, особенности реакции не очень понятные и близкие нам сегодня. Какой бы ни была гуманистической идея, заложенная в раскаянии мальчиков и в их переживаниях из-за болезни и смерти вчерашнего изгоя класса, здесь утрачена и организующая роль Алёши, да и сам Илюша. Тема болезни и смерти сентиментальная, были в зале люди, которые не смогли сдержать слёз – в Костроме вообще очень эмоциональные зрители. Но смысл остался достаточно размытым, в финале ансамбль как будто распадается и Алёша свой непростой и сбивчивый монолог о будущем и влиянии добрых, святых воспоминаний говорит в никуда. В целом постановка симпатичная, умная, эстетически-гармоничная, но единства, порыва совместного в итоге не получилось.

Фестиваль завершился, уже не только в Костроме, но и в Ярославле. Все 16 спектаклей Розовского марафона, как и ожидалось, были достаточно высокого уровня. Что важно, их объединяла идея, заложенная в концепцию этой акции – искренность, которая ощущалась почти на физическом уровне. Поставленная уникальная цель, таким образом, достигнута! Просмотр спектаклей наглядно показал, что артистам очень тяжело быть искренними, если сверхзадача, поставленная перед ними, неактуальна или не продумана вовсе. Красота, эстетика, развлечение, правильное воспитание молодёжи, любовь к классике не может быть смыслом постановки. И это очень важный вывод, который может многое помочь понять в театральном искусстве как таковом.

                                                                             Ирина Пекарская, театральный критик, член СТД РФ
Новости