Добавить

Новость
Фотографию

Добавить новость

Все поля обязательны для заполнения

Представьтесь
Электронная почта
Заголовок
Текст новости
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки

Добавить фото

Все поля обязательны для заполнения

Представьтесь
Электронная почта
Фото
...
Описание фото
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки

Ваша новость отправлена

Сайт СМИ44 благодарит Вас за участие в проекте!

Добавить

Новость
Фотографию

Нисон Руппо, главный раввин г.Костромы

вторник, 14 мая 2013
Нисон Руппо, главный раввин г.Костромы
О деятельности костромской еврейской общины, об отношении к Дню Победы и о том, почему Кострома известна всему еврейскому миру, в интервью газете «Северная правда» рассказал главный раввин Костромы Нисон Руппо.
- В своем пребывании здесь я, как человек религиозный, вижу и волю провидения, ведь Кострома для каждого религиозного еврея, для каждогохасида является очень знаковым местом. Дело в том, что через наш с вами город в двадцатых годах прошлого века прошли пути чрезвычайно почитаемого в еврейской среде шестого любавичского ребе Йосефа Ицхока Шнеерсона. В первые годы советской власти за свою религиозную деятельность он пережил немало гонений, а в 1927 году был арестован и приговорен к расстрелу. Потом, когда поднялась международная волна в его поддержку, власти были вынуждены отправить шестого любавичского ребе в ссылку в Кострому. Уже отсюда он выехал вначале в Латвию, затем в Польшу и уже потом в США. В Костроме в третьем доме по улице Никитской (на его месте сейчас котельная бывшей «Лакомки») шестой любавичский ребе написал три трактата по хасидизму. Кострома за границей и даже в Москве, может быть, и не столь широко известна, но в еврейском мире этот город хорошо знают.
- У костромских евреев сохранились какие-нибудь артефакты, связанные с пребыванием Йосефа Ицхока Шнеерсона? Кстати, библиотека Шнеерснона, о которой в последнее время широко говорится в прессе, в свое время побывала в Костроме?
- Библиотеку собирали несколько поколений любавичских ребе. В 1915 году в связи с наступлением немецких войск пятый любавичский ребе, чтобы уберечь собрание, отправил книги в Москву, где с тех пор они и находятся. Поэтому «библиотеки Шнеерсона» в том понимании, о котором говорится в СМИ, в Костроме не было. У Йосефа Шнеерсона в Костроме были с собой книги, они сейчас находятся в библиотеке ребе в Нью-Йорке. Это вторая по величине еврейская библиотека мира. Его личных вещей в Костроме нам найти не удалось. Но возрождена синагога, где он молился, известно место, где жил, сохранилось здание старого железнодорожного вокзала, куда он прибыл. К этим местам, значимым для каждого еврея, я вожу гостей нашей общины. А еще всегда показываю гостям балкон дома номер один по улице Свердлова.
 - И чем интересным вошел в еврейскую историю этот балкон?
- В те годы там находилось подразделение ОГПУ, куда ссыльный ребе ходил отмечаться. Когда 12 июля он снова пришел к зданию ОГПУ, дверь оказалась запертой. Не знаю, какой праздник тогда был - пересмотрел все выпуски «Северной правды» за июль 1927 года, но так и не выяснил. Кто-то из сотрудников ведомства, услышав, что пришел посетитель, вышел на балкон и спросил фамилию. Узнав, что у дверей стоит ссыльный Шнеерсон, он прямо с балкона ему объявил, что к ним в ОГПУ пришли документы на его освобождение. Так, благодаря шестому любавичскому ребе, Кострома стала широко известна в еврейской среде по всему миру.
- Повторим, наверное, самый часто звучащий вопрос в ваш адрес: а много ли евреев живет в Костроме?
- Это смотря как считать. У нас ведь в общине основная масса людей - дети смешанных браков. Костромичей в возрасте младше пятидесяти лет, у которых оба родителя евреи, я думаю, найдется пара человек. Если же считать еврейство по матери - то я назову человек триста-триста пятьдесят. Встречаются, кстати, люди, которые сами порой не знают, что они евреи, и потом случайно, изучая историю своей семьи, об этом узнают. И фамилия у нас самая ходовая, знаете, какая?
 - Боюсь даже предположить...
- Смирновы! У меня, когда листаю контакты в сотовом телефоне, на букве «С»он попросту зависает! Да и в синагогу к нам идут не только евреи. Например, на лекции, которые мы организуем, приходит много русских, представителей других народов, которые воспринимают синагогу как клуб или культурный центр. Национальность людей, понятное дело, на входе никто не спрашивает.
- Что для евреев значит День Победы?
- Это наше все. Если бы не Победа - нас бы не было. Мои родные, которые не успели в сорок первом выехать из Белоруссии, погибли все. В еврейских общинах по всему миру мы чествуем и поздравляем ветеранов, в Израиле проводятся военные парады и торжества. В Костроме мы тоже участвуем в праздничных мероприятиях, вместе со всеми костромичами возлагаем цветы к Вечному огню. 9 Мая - один из главных еврейских праздников.
- С представителями других национальных объединений Костромы часто приходится взаимодействовать?
- Мы в постоянном контакте: по линии областной и городской администрации,общественной палаты, работы со студентами, межнациональных фестивалей. Со многими руководителями национальных объединений я знаком много лет. В Израиле, например, многие удивляются и даже иногда завидуют, что с местным имамом мы тесно общаемся и дружим. В других местах такое, увы, бывает не всегда. В этой деятельности я исхожу из того, что, конечно, между нашими народами есть много отличий, все мы разные. Но общего между нами все равно больше.


Полный текст «Северная правда» № 39 15 мая 2013г.
Новости