Прислать новость или фото

Прислать вашу новость или фотографию вы можете нам на электронную почту info@smi44.ru

«Нелюбовь» или откуда взяться любви

вторник, 27 июня 2017
«Нелюбовь» или откуда взяться любви
«Нелюбовь» Андрея Звягинцева – единственный отечественный фильм, который в этом году взял приз Каннского кинофестиваля, сейчас идёт в российском прокате.

Как часто и легко мы забываем о близких? Можем вести себя, кажется, как нужно, и не заметить, что человек пропал. Недолюбленные с детства, мы тяжело и мучительно любим во взрослом состоянии и любовь наша больше похожа на ненависть; мировые проблемы нас тревожат лишь потому, что сквозь их шум можно не слышать проблем внутренних, неумолкаемого звона в опустошённой нелюбовью душе.

Фильм Звягинцева – об этом. Об отсутствии понимания себя и своих близких, о неспособности воспринимать тех, кого по статусу должны любить и беречь. Семьи распадаются часто, нередко этот процесс сопровождается скандалами и попытками сделать больно друг другу. Женя и Борис разводятся, притом у обоих уже есть новые партнёры – кажется, в такой ситуации можно мирно разойтись и жить счастливо. Но нет, они как будто мстят друг другу за то, что их жизнь вместе не сложилась и их сын-подросток становится инструментом шантажа со стороны жены.
Порой такая лютая ненависть вырастает из страстной любви, обычное дело, верно? Но нет. Женя вышла за Бориса лишь затем, чтобы уехать от ненавидящей её матери, которая бранит и оскорбляет взрослую дочь, вообще не думая об обоснованности своих слов. Вырвавшись из дома и нищеты, сама Женя не очень далеко ушла – она точно так же не может разговаривать со своим сыном и ей кажется, что он её ненавидит.

notlove2.jpg

А где ей взять любовь, если она её не знает совсем, из поколения в поколение, в дурной бесконечности, передаётся нелюбовь как проклятие? Сможет ли она создать отношения с другим мужчиной, забыть своё убогое детство? Эта несчастная Женя типична. Она даже не задумывается, насколько дики и бессмысленны её скандалы, саморефлексия ей не свойственна. Мотивация Бориса не очень понятна, по словам Жени – он женился ради сохранения работы, больше его ничего не интересует. И действительно, на работе у Бориса существует правило - неженатых его начальник на работу не берёт. В таком случае семья оказывается необходимым придатком к работе, что-то вроде дресс-кода, не более того. Но так бывает и без мифического устава организации: ведь нередко люди выходят замуж/женятся не потому, что сами этого хотят, встретили любовь всей своей жизни, а под влиянием стереотипов, «так положено», иначе общество смотрит на тебя как на неудачника.
Мальчишка убегает из дома, родители замечают это лишь на вторые сутки. Даже не замечают – начинает беспокоиться классная руководительница, так как Алёша два дня не был в школе. Пару это не объединяет, но очевидно беспокойство о ребёнке, которого только что угрожали отправить в интернат. К поискам подключается и любовник Жени, для которого соучастие является само собой разумеющимся.
Круглосуточная работа с поисковой группой, благородство поисковиков, переживания, отношения с новыми партнёрами – всё так, как может быть в жизни. В нашей обычной жизни. Когда в одной душе удивительным образом уживаются ненависть и романтика, практицизм и доброта, мягкотелость и жестокость. В финале фильма, спустя года полтора-два после пропажи ребёнка, страсти улеглись, каждый устроился так, как хотел. Тем не менее, все выглядят опустошенными, тупо и безэмоционально, как после электрошока, глядя новости о событиях на Донбассе.
Артисты очень органичны в своих ролях. Марьяна Спивак в роли Жени жесткая и красивая, ухоженная молодая женщина, утратившая чувство границы между добром и злом. Борис в исполнении Максима Розина выглядит домашним и каким-то уютным, но это обманчивое впечатление, он – эдакая «вещь в себе», которая добра не сеет. Противоположным ему выглядит любовник Жени Антон – в исполнении Андриса Кейша он сильный и кажется надёжным. Интересный, на редкость приятный персонаж – руководитель поисково-спасательной группы в исполнении Алексея Фатеева.
Фильм Звягинцева как только не оценили и в чём только не обвинили: и в мизантропии, и в ненависти к России, и в цинизме. Те, кто не замечает мерзко-воспитательных визгов мамочек в автобусах или на детской площадке, оскорбился тем, что в фильме героиня сходила в туалет. Нет, не было крупных планов, ни одного лишнего сантиметра кожи зрителю не показано. Но за этим актом в кадре, совершённым героиней в разгневанном состоянии, зритель, так же как и сама оскорбительница деликатных чувств, не замечает в санузле плачущего ребёнка, который стал невольным свидетелем ссоры разводящихся родителей. И бытовые подробности фильма не случайны – они подчёркивают заурядность происходящего.
Болезненная, распространённая беда – нелюбимые дети продолжают традицию жестокости по отношению к своим отпрыскам, даже не осознавая свой садизм как таковой, так как это для них - норма. Запугивая и шантажируя близких, люди порой не могут понять, любят они или ненавидят и зачем ведут себя так резко и грубо. Причина только в том, что их родители в свою очередь вели себя неверно? Нет, дело в уровне культуры и образовании, в работе над собой. Исправит кого-то этот фильм? Вряд ли. Искусство в принципе никого не исправляет, оно отражает, при этом люди, похожие на его героев, не увидят ничего особенного или не свяжут их проблемы со своими. Просто оскорбятся какими-то внешними несмысловыми деталями. Но, возможно, кто-то захочет крепче обнять своего ребёнка, просто так, за то, что он есть, так как фильм сильный, реалистичный и почти безысходный.
Смотреть - надо.


                                                                                                                      Арт-обозреватель Ирина Пекарская
Новости