Прислать новость или фото

Прислать вашу новость или фотографию вы можете нам на электронную почту info@smi44.ru

Фильм Валерия Тодоровского «Большой»: о дружбе и семье

среда, 07 июня 2017
Фильм Валерия Тодоровского «Большой»: о дружбе и семье
В мае вышел в прокат фильм Валерия Тодоровского «Большой» (12+) об ученицах хореографической академии, доросших до мечты всех её выпускников - сцены Большого театра.

Что мы ожидаем увидеть в фильме о балетной школе? Нежных девочек в пачках, жестокую дрессуру ради красоты движения, дикую конкуренцию сокурсников, этакий театральный гиньоль на основе фанатичной любви к классическому танцу. Такой, каковы другие недавние кинопремьеры об искусстве - триллер «Дама Пик» Павла Лунгина с Ксенией Раппопорт и Иваном Янковским или драма «После тебя» Анны Матисон с Сергеем Безруковым в главной роли.

"И-и-и раз, и два, и три, нога от бедра, от бедра, -  я сказала, - плие, тандю, вы плакать сюда пришли или балету служить? Тандю, арабеск…". 

«Большой» оказывается неожиданно земной, человечной и даже светлой картиной. И здесь есть противостояние, но, в основном, пожилого мастера класса Галины Михайловны (Алиса Фрейндлих) и директора школы Людмилы Сергеевны (Валентина Теличкина).
Это противостояние очевидно всегда, но в грубой, откровенной форме прорывается лишь один раз – когда педагог добилась назначения девочки на главную роль в обход начальницы. Девочки-однокашницы, Юлия Ольшанская (прима-балерина Варшавского театра оперы и балета Маргарита Симонова) и Карина Курникова (Анна Исаева), лучшие ученицы, оказываются лучшими подругами, которые достойно выдерживают свой статус конкуренток, но главным испытанием для них становится вмешательство в их жизнь любящих их людей. Одной оказывает покровительство педагог, а другой помогает богатая мама.

balley1.jpg

Реальность «Большого» существует в двух временных срезах – настоящее время, то есть юность, и детские воспоминания. Воспоминания всплывают в хаотичном порядке, перемешиваясь с настоящим, комментируя и подкрепляя его, а порой, кажется, и просто так, в потоке мыслей и ассоциаций. Мы все живем в нескольких временных планах, какая-нибудь мелочь, вроде запаха одуванчика, могут легко перенести нас в раннее детство.
Примерно в таком же ключе перемежается прошлое и настоящее главной героини. Притом «настоящее» постепенно уплотняется, ускоряется по мере приближения к критической точке, кульминации. Стоит отметить, что исполнительница роли Юли в детстве – прелестная Екатерина Самуйлина, член сборной России по художественной гимнастике, очень похожа на Юльку-взрослую – Маргариту Симонову, несмотря на неправильные черты лиц обеих девушек. Их сходство и непохожесть именно такие, какие у вас зрелого – с вашей фотографией в подростковом возрасте. Начало – из детства. Девочку лет десяти приводит на экзамен в академию хореографии спившийся и обрюзгший, непонятно чем занимающийся бывший солист балета Большого театра (Александр Домогаров). Приводит к своему мастеру, героине Алисы Фрейндлих, Белецкой.
На экзамене девочка дерзко отвечает председателю комиссии - директору школы, и та, обидевшись, априори объявляет её профнепригодной, не даёт показать танец. Кажется, что девочка разговаривает грубо, но действительной грубости в её словах, обращённых к взрослому нет. Её вызов в том, что она говорит правду, отвечая на придирки. Взрослые не переносят дерзкого обращения. Однако Белецкая, у которой загорелись глаза от столкновения с настоящим характером, заставляет посмотреть выступление, и Юлька поступает. В одной из рецензий на фильм критик возмущалась, что персонаж надуманный, «гопница», которой не может быть в колыбели балетного искусства. Но здесь речь вовсе не о её воспитании, а именно о бойцовом характере, который необходим настоящей балерине, любому солисту. Ольшанская с самого юного возраста знает, что такое нужда и при этом не получает ни какой поддержки от семьи, выживает сама. Её страдания – основа для рождения будущих образов на сцене. Её подружка, Карина Курникова – цветок, выросший в совершенно других условиях, можно сказать, тепличных. И балет для неё – красота, изящество. Обеспеченная семья, интеллигентная мама, которая верит в свою дочь, хотя и своеобразно, поддерживает её и даже всеми средствами старается убедить девушку, что она лучше, чем думает сама о себе. И ей это удаётся.

balley2.jpg

В фильме есть забавные сценки из жизни студентов-танцоров, их своеобразные игры: две ведущие ученицы курса соревнуются, кто из них «под шафе» первым собьётся с фуэте. Сокурсники держат пари, даже собирают деньги. Но победила «дружба» - юные балерины одновременно бегут в туалет, их организмы не выдержали испытаний вращением. Вы не ожидали такого от прекрасных служительниц Терпсихоры? Сцена снята в суете студентов в маленьком помещении, без украшательств, как не игровая, а реальная.
Другая балетная реалия – попытка юных танцоров повторить «подвиг», который когда-то, якобы, совершила их педагог в молодости, – прыгнуть с крыши на крышу, через старинную московскую улочку. Фильм не совсем о балете. Он о дружбе. Эти девочки, несмотря на угловатость «Ольхи», практически идеальны, у них удивительно верные реакции на успехи друг друга, на несправедливость. Такое в жизни, в балете, в условиях их конкуренции трудно представить, но девочки чисты душой и мало завистливы. Испытанием для их отношений становится не их борьба, а борьба «взрослых» за перспективы этих девочек, подковёрные интриги, о которых они не всегда знали. Это фильм, в том числе, о значении семьи в жизни человека, семья может убить как своим равнодушием, так и своей излишней «заботой» - что тоже вид неверия в ребёнка.
Мать одной пытается купить главную партию для своей девочки, тогда как другая родительница, узнав, что её дочь получила роль Авроры в спектакле, заявляет: «Что, получше никого найти не могли?» И из-за этих отношений обе юные девушки впервые в жизни оступаются. Потому что взрослые не смогли понять, что в жизни важно, что правильно и как ценны и хрупки дружеские отношения. Матери героинь фильма своим поведением обе подточили уверенность дочерей в своём предназначении, в их заслуженном праве на дружбу и главную роль. И, когда после всех препятствий, Юлии Ольховской достаётся когда-то отданная ею роль, она не может решиться, она кричит: «Я не смогу! Мне такие подарки в жизни не достаются!», на что мудрая подруга отвечает - это не подарок, эту роль придётся отрабатывать тяжёлым трудом, всю жизнь, чтобы отвоёвывать хоть иногда полагающийся по таланту статус примы.

balley4.jpg

"И-и-и раз, и два, и три, нога от бедра, от бедра, -  я сказала, - плие, тандю, вы плакать сюда пришли или балету служить? Тандю, арабеск…".
Фильм «Большой» - почти сказка. Тот, кто не верит, что такая грубиянка, как Юлька Ольшанская может учиться в самой престижной хореографической школе страны – тот никогда не бывал за кулисами и не знает, какими шипами порой защищается истинный талант, будь то в театре, в балете или за нотным пультом. В дружбу двух балерин-конкуренток верить бы хотелось – есть ещё человеческая доброта, не сгинула. Тем более, что исполнительницы главных ролей, обе – профессиональные балерины, поверили в сценарий и даже думали, что он написан их коллегой. Служение Терпсихоре, Мельпомене – прекрасно. Неимоверный труд, страдания, которых требует сцена, говорит о том, что главное в искусстве не только красота, но и смысл, чувства и идеи. После сеанса из кинозала я вышла со знакомым ощущением – плечи развёрнуты, спина выпрямилась и, кажется, шаг стал легче и грациознее.


                                                                                                        Ирина Пекарская, культурный обозреватель
Новости