Прислать новость или фото

Прислать вашу новость или фотографию вы можете нам на электронную почту info@smi44.ru

Театральные истории из сумки

понедельник, 12 октября 2020
Театральные истории из сумки

            
От мягкого мешочка, украшенного бисером, до «тормозка», обшитого внутри церковной тканью. В эти выходные отмечался необычный праздник — день сумки. Сегодня без этого аксессуара невозможно представить ни один образ. А какими были ридикюли, клатчи и саквояжи в прошлом и позапрошлом веках и какую функцию выполняли? За ответом на эти вопросы корреспондент информационного портала СМИ44 отправился в Музей театрального костюма.

Дамам конца 19 века сумки были не нужны

Первый экземпляр, с которым нас знакомит заведующая отделом «Музей театрального костюма» Костромского драматического театра им. А.Н. Островского Вера Цыпляева, - сумочка - «мешок» как яркое дополнение театрального костюма. Этот аксессуар не раз «играл» в спектаклях по пьесам Островского. «Взять, например, спектакли «Последняя жертва», «Поздняя любовь», «Женитьба Белугина» - там, где есть дамы полусвета. И они выезжают с каким-то визитом. В этом случае они брали с собой вот такую мягкую сумочку - «мешочек». Тогда в сумке дама могла вести носовой платок и, возможно, записку или письмо, но не более. Такие сумочки мы делаем сами. Это чисто театральная вещь, сшитая под костюм», - говорит Вера Сергеевна.

фото 1.jpg

«Вы - не женщина, вы — элегия»

Многослойные, легкие ткани, расшитые бисером, пайетками или стеклярусом, — из них шили костюмы в стиле модерн. В начале 20 века становятся более актуальными и сумки. Это — подлинный аксессуар, который сейчас нуждается в полной реставрации. Ридикюль работал во многих спектаклях. С ним на сцену выходила и сама Ирина Аркадьева. Образ состоял из воздушного платья, тончайших перчаток и сумочки. Все в единой цветовой гамме.

фото 2.jpg

«По сюжету героиня Ирины Аркадьевны приглашена на сватовство. Взрослые дети хотели женить своего отца. И пригласили трех невест. Одна из них - медсестра и сумасшедшего дома, другая - обычная женщина и бывшая балерина. Как раз эту роль и исполняла Ирина Аркадьева. Она входила на сцену и один из персонажей, которого играл Эмиляно Очагавия, говорил: «Вы - не женщина, вы — элегия», - вспоминает Вера Цыпляева.

фото 3.jpg


Клатч с пайетками и сумка из «змеиной» кожи

В дополнении к строгому костюму 20-30-х годов прошлого века в спектаклях зарубежной классики подбирали сумку — клатч, расшитую металлизированными нитями и пайетками. Для создания более свободного образа подходила маленькая элегантная сумочка, куда можно было положить, например, носовой платок и зеркальце. И никакой косметики, ведь в те времена пудра, румяна, помада были в «рассыпчатом» виде и занимали значительные по своим размерам баночки и пузырьки, да и гребни для волос были большие. 

фото 4.jpg

фото 5.jpg

Сумки 60-70-х годов прошлого века сдержанные, элегантные и удобные, с крепкой металлической застежкой и рамой. Все из натуральной кожи, которая и полвека спустя в выглядит отлично. Перчатки из тонкого трикотажа — строго обязательны.

фото 6.jpg

А вот и детская сумка — чемоданчик 50-х годов. До сих пор в хорошем состоянии. Она «играла» в спектакле «Иркутская история», когда на сцену выходили мальчик и девочка.

фото 7.jpg

История из чемодана

А это — одна из последних находок, уникальный экспонат Музея театрального костюмы, говорит Вера Цыпляева. С виду обычный чемодан — тормозок. В них мужчины, идя на работу на завод или фабрику, носили еду, чтобы перекусить. К слову, изначально тормозок — шахтерский завтрак, еда, которую берут с собой в шахту.
Вера Цыпляева, директор Музея театрального костюма:
Но когда мы открываем этот тормозок, мы видим удивительную историю, которую в театре уже несколько лет изучаем. Изнутри этот чемоданчик проклеен церковной тканью. Ярко мы видим крест. Я не думаю, что все это было сделано намерено. Очевидно, что подклад уже поизносился, поскольку тормозок действительно старый. И его оклеили тканью, которая была под руками. А под руками было очень много церковной ткани. И если мы посмотрим на эту линию, то увидим, что здесь был нашит позумет. Следовательно, мы можем сделать вывод, что это верхняя часть фелони - церковного облачения священника высокого духовного сана.

фото 8.jpg

фото 9.jpg


Военно-театральный роман

Самое последнее приобретение музея и вовсе имеет невероятную военно-романтическая, театрально-концертную историю с костромскими корнями.

В 1943 году на Курской дуге в командном составе воевал костромич Михаил Владимирович Волков. Там он познакомился со своей землячкой, военным врачом Тамарой Михайловной. Молодые люди влюбились друг в друга и в этом же 43-ем году поженились.

«Тамара Михайловна очень любила петь. Между сложнейшими боями и операциями устраивались концерты для бойцов, и она для них выступала. Ее супруг, Михаил Владимирович, несмотря на свой высокий чин, тоже очень любил участвовать в сценках, спектаклях. Юмор приветствовался на войне. И чины здесь были ни при чем. Пела его супруга в военной форме. А Михаилу Владимировичу очень хотелось, чтобы это было красивое платье. И в 1945 году он дарит супруге трофейное платье из немецкого кружева с перчатками и сумочкой», - рассказывает Вера Сергеевна.

фото 10.jpg

фото 11.jpg
Платье это маленькое, легкое, почти невесомое. С такой же аккуратной и утонченной сумочкой. Сохранилось даже фото, на котором Тамара Михайловна запечатлена именно в этом образе. «Их дочь, Светлана, приняла решение передать эти вещи к нам в музей. Зная о том, что мы сделали выставку, посвященную Великой Отечественной войне, зная, что артисты нашей фронтовой бригады выступали на Калининском фронте в 43 году. Все здесь совпало. Эта история связана с Костромой и костромичами, с любовью к театру», - говорит Вера Цыпляева.


фото Екатерины Ситкаревой
Новости