Прислать новость или фото

Прислать вашу новость или фотографию вы можете нам на электронную почту info@smi44.ru

Розовский фестиваль: послесловие. Спектакль «В дороге» Российского Академического молодёжного театра (г.Москва)

суббота, 17 февраля 2018
Розовский фестиваль: послесловие. Спектакль «В дороге» Российского Академического молодёжного театра (г.Москва)
Первый международный театральный фестиваль имени Виктора Розова в Костроме проходил на двух площадках – в областной филармонии и на сцене Камерного театра под управлением Бориса Голодницкого.
Репертуар фестиваля разносторонен, были приглашены сильные, интересные коллективы. Билеты на спектакли малой формы были проданы за несколько дней до начала - комплимент организаторам, но сожаление для обозревателей: для них бóльшая часть программы в муниципальном Камерном театре оказалась недоступна. Здесь открывала программу арт-платформа Stadia из Риги. От постановки рижан по пьесе Эдварда Радзинского «Она в отсутствии любви и смерти» о девушке-подростке, отстаивающей свою независимость и инаковость, зрители остались в восторге – нечасто встретишь такое честное изображение мира юных бунтарей.
Постановки московских драматических театров «Сопричастность» и «Глас» должны были порадовать поклонников классики – коллективы привезли спектакли по Чехову и Лермонтову.

Закрывал программу на камерной сцене спектакль Российского академического молодёжного театра – знаменитого РАМТа, для которого Виктор Розов создал многие свои пьесы. Костромичи увидели роад-муви «В дороге» в постановке Михаила Егорова. Спектакль вошёл в репертуар после режиссёрской лаборатории, организованной театром в 2013 году к юбилею Розова. С тех пор постановка отмечена рядом фестивалей, в том числе вошла в лонг-лист «Золотой маски» - список из сотни спектаклей 2014 года, рекомендованных как лучшие.

Ирина Пекарская, театральный критик:
Режиссёр Михаил Егоров в своих интервью неоднократно признавался, что любит «простой театр». Эта философия сходна с той, которую мы наблюдали на постановке «Пять историй про любовь» Татьяны Ворониной (Театр «Суббота», СПб): минимализм на сцене, лаконичность в выразительных средствах. Здесь оживший текст становится событием. Один из методов подготовки Михаила Егорова к постановке – знакомство с историей создания произведения и изучение театральной и кино-жизни пьесы, чтобы не повторять то, что сделано до него.

28275660_1837951542915789_207335807_o.jpg

Михаил Егоров, режиссер:
 Мы привезли в Кострому «В дороге» Виктора Розова. Знаете, сначала это был киносценарий, который должны были снимать Михаил Колотозов и Сергей Урусевский. Но, как пишут в мемуарах, в день, когда планировались начаться съемки, они позвонили Розову и сказали: «Прости дорогой, мы улетаем сегодня на Кубу снимать фильм «Я- Куба». Сценарий так и забросился, потом он прозвучал прекрасно, как театральная пьеса, в театре Моссовета.
А в Молодежном театре, когда была лаборатория, посвященная большому юбилею Розова, молодым режиссёрам было предложено сделать эскиз розовских пьес в контексте того, как это можно увидеть сегодня. Прежде я этого текста никогда не читал, а когда взял в руки, вдруг понял, что в меня «попадает». Попадает не то, что было тогда, а тем, что происходит сейчас. Потому что главный герой говорит слова, которые всякий нормальный молодой или не очень молодой человек, находящийся в конфликте с миром, может сказать. Мальчик готов эту жизнь уничтожить: у него есть возможность это сделать, он хорошо знает физику. Но находится способ примирить его с миром.
Он не про время, он про человека этот спектакль.

 Ирина Пекарская, театральный критик:
«В дороге» рассказывает о молодом человеке, который окончил школу, но не может найти места в мире – «мальчик без призвания». Его юношеский максимализм, знакомство с Гегелем и Ницше, не позволяют мириться с несовершенством мира, но его личностный конфликт и нигилизм ни к чему, кажется, не ведёт – Володя боится ставить «точку» и осесть, как все. Из московского благополучия этот стиляга решает уехать за Урал, к дяде – «к чёрту на куличики», где знакомится с двоюродной сестрой – Симой, Серафимой, но и отсюда он убегает. Однако Сима, как истинный серафим, следует за ним. В дороге они пытаются подработать, знакомятся с разными людьми и с настоящим обманом. Выясняется, что Сима – приёмная дочь, её подобрали партизаны в лесу. Отношения Симы и Володи содержат два плана. Они брат и сестра и в то же время – любимый и любимая. Невольно всплывает библейская ассоциация – пара пророков Авраам и Сара, которые тоже брат и сестра и ветхозаветная Сара, как и Сима, дальше видит, чем Авраам. И тогда смысл пьесы «В дороге» - испытание души в странствиях. Серафима тяжело заболевает.

28171541_1837951539582456_369730256_o.jpg

По пьесе в 1976 году Родион Нахапетов снял фильм «На край света…», где Вера Глаголева исполнила свою первую роль. Финал фильма открытый - не очень понятно, выжила девушка или нет – последние кадры, где они оба резвятся в поле, могут говорить и о несбывшейся мечте.
Алексей Зябликов, писатель, автор книги «Костромские мотивы в творчестве Виктора Розова»:
Свой драматургический мир Розов называл «человеческим театром». Писатель никогда не терял кажущейся кому-то сегодня немодной и наивной веры в то, что литература способствует исправлению и улучшению человека. В пьесе «В дороге» (1962), например, он показал, что драматургу Розову ничто не чуждо. Он писал эту вещь, словно не задумываясь о том, как сценически будут воплощаться его идеи - проносящиеся составы, привокзальный рынок, доменная печь с расплавленным металлом, грузовик, в кузове которого на куче песка сидит добрый десяток человек.

 Динамика РАМТовской постановки такова, что зритель, в первую секунду испытав лёгкое удивление, быстро понимает правила игры и включается в действие почти мгновенно, не замечая, как пролетает полтора часа и «находится в спектакле» ещё долгое время после его окончания.
Ирина Пекарская, театральный критик:
Декорации от сценографа Юлии Пичугиной здесь условные и многофункциональные: несколько скамеек-металлоконструкций, похожих на опоры линий электропередачи. Они из скамеек превращаются в столы, в доменную печь, в мостики-дорожки, в кровать-распятие, вышку. Всё очень функционально, любая деталь работает. Две ручные воздуходувки и скамейка создают на сцене мотоцикл, с грохотом мчащийся на бешеной скорости, из садовой техники льётся настоящий дождь. Условность, которая подключает зрителей к игре, приводит к самым настоящим результатам и переживаниям.
Здесь артисту спрятаться не за чем, только текст и его обнажённая жизнь на сцене, превращающая подручные бытовые средства в художественные.
 Все артисты исполняют по несколько ролей, но весь ансамбль всегда находится на сцене. Здесь меняют «маски» все, кроме двух исполнителей главных ролей Симы и Владимира (Мария Турова и Алексей Бобров). Серафима Марии Туровой – хрупкая, женственная, порой не менее ироничная и язвительная, чем её неприкаянный названный «братец» Володя-Бобров. Они спорят друг с другом по-настоящему, глядя друг другу в глаза. Все образы собираются при чтении письма Володи больной Симе. Письмо читает врач девушке, которая не слышит в крупозной горячке, и во время чтения все артисты, как серафимы, тихонечко твердят-шелестят «я люблю тебя, я люблю тебя». Все мысли направлены лишь на то, чтобы Серафима осталась с людьми. Кризис в болезни Симы – перелом в жизни Володи, он осознаёт, что смысл в жизни есть, не видя его до этого, как герой пьесы, прославившейся в 2017 году – «Человек из Подольска».
Письмо – это кульминация, но которая не выделена никакими особыми средствами. Здесь очень чётко проработаны темы мужского и женского, нет смешений, бесхарактерности, невыразительности. Не так долго артист пребывает в каждом своём образе, но зритель успевает прочувствовать всю жизнь персонажа – партизан ли это, семья ли в ожидании малыша, авантюрист или мошенник. Все на сцене существуют, кого бы ни изображали – курица это или часть огорода. Никакой вымученности, нажима здесь нет, всё естественно.
В этой постановке всё по-розовски определённо - добро это добро, зло это зло. И при этом ощутима режиссёрская рука. Никаких штампов, повторений, банальностей и заигрываний со зрителем. Однако, по признанию зрителей, этот спектакль хочется смотреть ещё и ещё раз.

28276238_1837951549582455_351576303_o.jpg

Ирина Пекарская, театральный критик:
Пьеса Виктора Розова «В дороге» в постановке РАМТа, как отмечают многие рецензенты, оказывается очень современным текстом. Очень современным потому, что центральная тема – взросление, отношения отцов и детей, возрастной перелом – вечна. Даже в Розовском фестивале подростковый максимализм как основная тема встречается неоднократно – это и «Она в отсутствии любви и смерти» Радзинского, и Коля Красоткин в «Брате Алёше» Розова по роману Достоевского «Братья Карамазовы»; кризис неверия в людей мы наблюдали и в «Утиной охоте» по Вампилову.
Что же такое современный театр? Это тот театр, который отвечает на актуальные вопросы при помощи действующих, не скопированных, приёмов. И, к большому счастью, Первый Розовский фестиваль смог показать костромичам такой живой театр.


Фото Мария Моисеева
Новости