Прислать новость или фото

Прислать вашу новость или фотографию вы можете нам на электронную почту info@smi44.ru

Розовская традиция –это абсолютная честность в разговоре со временем

вторник, 06 февраля 2018
 Розовская традиция –это абсолютная честность в разговоре со временем
В Костроме открылся I Международный театральный фестиваль имени Виктора Розова.
Масштабное культурное событие будут принимать сразу два города, с которыми связана жизнь известного советского драматурга.
Виктор Розов жил и учился в Костроме, здесь он создал драму о военных годах « Вечно живые» (в 1943 году Розов лечился в госпитале в Костроме после ранения). А в Ярославе Розов родился. Театр юного зрителя носит его имя.
Театр был основан 34 года назад при поддержке самого Виктора Розова. Первым главным режиссёром ярославского ТЮЗа был Сергей Викторович Розов, сын драматурга, президент и один из учредителей нынешнего фестиваля.
«По счастью, имя Розова вызвало такой спрос на участие, что неделю пришлось превращать в полторы, а потом и в две недели», - сказал Сергей Розов на открытии Международного театрального фестиваля.
Масштаб фестиваля, действительно, очень серьёзный. В афише 16 спектаклей. Из которых костромской зритель увидит 11 постановок большой и малой формы театров из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Риги и Кишинёва.
Сергей Розов, президент I Международного театрального фестиваля им. В.Розова:
Розовская традиция. На мой взгляд - это полная честность. Абсолютная честность в разговоре со временем, никакого ухода от каких-то проблем и в то же время невероятной веры в человека. В программе фестиваля есть спектакли не только по розовским пьесам. Нам хотелось показать спектр театральных направлений. Есть и публицистические спектакли, и лирические. А если Розов, то Розов – разный. Так что думаю, здесь дело не в имени Виктора Розова, а в том, чтобы имя это стало постоянным поводом для общения театральной России.
Накануне Сергей Розов вручил первый диплом первым участникам фестиваля. Большой театральный марафон на сцене государственной филармонии Костромской области открыл «Театр на Покровке» (г.Москва) спектаклем «Вечно живые» в постановке Геннадия Шапошникова.
«Вечно живые» - возможно, самая знаменитая пьеса Розова, получившая мировое признание на Каннском кинофестивале в 1957 году благодаря фильму Михаила Калатозова «Летят журавли». Прекрасная, светлая пьеса о людях в контексте войны, о любви и отношениях, написана в 1943 году, в Костроме, куда Виктор Розов вернулся с Великой Отечественной войны после тяжёлого ранения. Юная восемнадцатилетняя Вероника теряет на войне самых главных людей в своей жизни – жениха Бориса и родителей. Её принимает семья Бориса, и она даже выходит замуж за его двоюродного брата, что мучает девушку не меньше, чем потеря любимых. Кроме личных отношений пьеса прорисовывает разные типы поведения людей в военное время, от самоотверженного труда и добровольчества до попыток создать иллюзорный мещански-благополучный быт при помощи воров и спекулянтов и забыть о происходящей катастрофе.

2.jpg
Ирина Пекарская, театральный критик, член СТД РФ:
В спектакле «Театра на Покровке» в постановке Геннадия Шапошникова первые сцены воспроизводят атмосферу предвоенную и первых дней войны. Здесь Бороздины - интеллигентная семья, включая милую бабушку Варвару Капитоновну (Вера Молчанова), которая и в пьесе и в фильме более проста. Приятная атмосфера дома, кремовые скатерти отсылают к булгаковским «Дням Турбиных» (уже не важно, что там не скатерти, а шторы). Герои озорничают, общаются между собой, кажется, даже не помня о зрителе.
Женские платья созданы, очевидно, по эскизам 40-х годов так, что производят впечатление сшитых дома, как тогда и практиковалось (художник по костюмам – Мария Козлова). Всё это формирует очень лёгкую романтическую ауру с налётом ностальгии. И объявление войны звучит именно тогда, когда зритель настраивается на лирический лад.
Безусловный центр «вселенной» этой постановки – отец Бориса, глава семейства, Фёдор Иванович в исполнении Александра Борисова. Энергичный и громкоголосый, заполняющий собой всё пространство, Борисов отлично создаёт мужской волевой образ, врача, преданного своему делу, честного и порядочного. Дмитрий Олейник и Анна Горох, исполнители ролей Бориса и Вероники - чуткие, нервические артисты, они, кажется, своими типами соответствуют изображаемому времени – своей субтильностью, какой-то чистотой.
Хочется отметить роль второго плана – организатора концертов спекулянта Чернова в исполнении Владимира Щербакова. Роль небольшая, неположительная, но мимика, ухватки точны, живы, направлены на партнёра. Впрочем, все артисты с трепетом относятся к своим героям, все нюансы их самочувствия продуманы, монологи прочувствованы. Но не всегда артисты чувствуют друг друга. Да, они все «живут» на сцене, ни на секунду не «выпадают», но при этом герои постановки каждый в своих мыслях и смотрят все в разные стороны или «в себя» с серьёзным видом, как на постановках к песням о войне.
 Достаточно необычно решено музыкальное оформление постановки. Здесь нет фонограмм, на сцене постоянно находится музыкант - артист театра Михаил Сегенюк, который на гитаре создаёт атмосферный фон или аккомпанирует исполнителям. Спектакль музыкальный, песни о войне (но далеко не все их них – военных лет) здесь звучат практически в каждой сцене и между сценами.
 В целом спектакль производит неровное впечатление, но многих зрителей тронул до слёз; искренность текста, искренность артистов перед собой не могут не найти отклика в зале.

Сергей Розов, президент I Международного театрального фестиваля им. В.Розова:
То, что костромичам сегодня показали, они увидели, что в России есть настоящий русский психологический театр. И настоящая глубокая технологическая школа. Вот за это спасибо фестивалю, организаторам и замечательному коллективу, руководит которым Геннадий Викторович Шапошников.
Репертуар фестиваля отличает прекрасная драматургия, многообразие тем и высокий уровень постановок. Сегодня в зале филармонии спектакль по другому произведению Розова. «В день свадьбы» представит Государственный драматический театр «Комедианты» (Санкт-Петербург). Драма «В день свадьбы» написана в 1963 году. Сюжет строится вокруг подготовки к свадьбе, во время которой жених, хороший, порядочный парень, неожиданно встречает свою первую любовь. Пьесу отличает тонкое отражение начала 60-х годов в провинции. Здесь отмечены и полёт человека в космос и личная память о войне, обсуждение вошедших в моду брюк-дудочек и фантазии о тотальном контроле. Но основной мотив – понимание самих себя, своих подлинных чувств и мыслей. Режиссёр-постановщик спектакля Захар Черезов, молодой питерский режиссёр, в своей постановке также исполняет одну из главных ролей – того самого жениха, Михаила Заболотного.

Полная афиша фестиваля Первого международного театрального фестиваля имени Виктора Розова
Игорь Ларин, главный режиссер Ярославского театра юного зрителя им.В.С.Розова:
Мы действительно очень рады, что этот первый фестиваль, который будет ежегодным, он начинается здесь, в Костроме. Вместе с Камерным театром Голодницкого мы подружились. И первая часть проходит у вас, вторая часть проходит у нас в Ярославле. Замечательные театры, разнообразная программа, она совершенно непредсказуемая. Организаторы постарались собрать спектакли, в которых есть атмосфера. Атмосфера драматургии. Виктора Розова. И это замечательно. Мне кажется, что сейчас с прошествием времени поколения «Современника» начинается время Розова. Я убежден в этом.


фото Алены Главатских
Новости