Прислать новость или фото

Прислать вашу новость или фотографию вы можете нам на электронную почту info@smi44.ru

«Печные» истории: как в костромских деревнях готовили и парились в русской печке

среда, 20 мая 2020

            
Она дарила тепло и уют, лечила разные хвори. В ней получались самые вкусные томленые щи. Она заменяла баню и теплую постель.

На этой неделе отмечается День русской печи. Информационный портал СМИ44 собрал несколько любопытных историй: что готовили в печке и как в ней парились веником.

О русской печи сложены пословицы, поговорки и поверья, да и в сказках домашний очаг — частый герой. А как иначе. Ни одну крестьянскую избу невозможно представить без уютной печки. Она издавна олицетворялась с женским началом, дарующим жизнь. Да и хозяйки с уважением относились к «домашней труженице». Хлеб и пироги из печи имели особый неповторимый аромат, который разносился по всему дому. Супы и похлебки — особая тема.

Вот как в рассказе «Жароватое чело» писал знаток Пыщуганья Юрий Куранов: «в печь пойдет топиться, плавиться и пузыреть борщ. Запахнет мясом, свеклой и жирной окалиной». Северо - восток Костромской области славился и пенными напитками. У каждого района был свой рецепт. И тут без печки не обойтись.

«Мы всегда варили не ячменное, а ржаное пиво. Замачивали в воде рожь на день-два. Потом вытаскивали ее через решето и рассыпали на теплую печку слоем. Сверху чем-нибудь укрывали. За 3-4 дня она давала ростки. Это называлась роща. Потом ее подсушивали, мололи как муку на жерновах довольно крупно. Получался солод. Его засыпали в корчагу — большой глиняный горшок. Заливали солод холодной водой. И ставили корчагу в вольную печку. Все это вскипит. А на корчаге, недалеко от донышка, на боку, имелась дырка. Через дырочку спускалась гуща - сусло. Потом сусло охлаждали и добавляли хмель. С этим хмелем сусло «ходило, бродило» 3-4 дня. Как опустится вся пена, пиво готово. Хмель процеживали. На «бродячих хмелинах» потом делали «мел» или закваску для хлеба, дрожжей ведь не было», - поделилась рецептом Дина Шорохова.

печка.jpgРусская печка не только кормила, но и парила. Пожалуй, сейчас и не представить, как это возможно. Но те, кому удалось побывать в самом сердце печи, говорят, что пар не чуть не хуже банного.

«Печка была большая. Ее хорошо протапливали. Когда она начинала остывать, но было еще жарко, подстилали солому. Ставили внутри маленькую посудину с водой. Сидеть можно было вполне свободно. Чтобы париться, в сторонке клали большой раскаленный кирпич. На него поливали водой. Поднимался такой пар, что чище бани. Пока парились, заслонку закрывали. Потом мылись. Мочалки были лыковые, вместо мыла щелок делали. А потом вылезаешь. Мать ставит перед печкой большое корыто. И уже в корыте окатываешься», - поделилась своими детскими воспоминаниями Дина Арсентьевна.

За счастье было и поспать на печке. По — домашнему тепло, спокойно, уютно. И никакой простуды. Печной жар лечил лучше всяких лекарств. А потрескивание дров в очаге порой заменяло колыбельную: «Костер лизнет, лизнет полено, обхватит его, натужится, вспрыгнет на второе, обхватит его, вспрыгнет на третье, и хохочущие красные клоуны закувыркаются в печке, подтягиваясь, взлетая и замирая на каждом сучке».




на фото Ларисы Афанасьевой (вверху) русская печь в Лесном тереме Асташово
Новости