Прислать новость или фото

Прислать вашу новость или фотографию вы можете нам на электронную почту info@smi44.ru

На новой выставке археологи показали первый письменный источник в Костромской области XIII-XIV века

среда, 05 декабря 2018
На новой выставке археологи показали первый письменный источник  в Костромской области XIII-XIV века
Выставка археологических находок с острова-селища Вёжи «Костромская Атлантида» открылась в Музее истории Костромского края.
Долгожданное событие для ученых, историков, археологов – всех, кто уже несколько лет занимается изучением археологического памятника Верхнего Поволжья второй половины XIII века.

Селище Вёжи сегодня – это небольшой остров северо-западнее Костромы, расположенный примерно в километре от берега в Костромской низине, территория которой была затоплена в 1954 году при строительстве Горьковского водохранилища.
Ученые полагают, что изначально поселение могло быть основано в качестве форпоста, прикрывающего Ипатьевский монастырь и Кострому на важном участке волжского пути и возникшей чуть позже Московской дороги. Изучение таких памятников дает возможность реконструировать реальный процесс развития русского государства.

В древнюю историю костромского края первые гости выставки погружались буквально, что называется, на каждом шагу.

DSC_3021.JPG

С одной стороны на входе работала гончарная мастерская: гончарное и кожевенное ремесло, кузнечное дело, льноводство, хмелеводство и рыболовство было хорошо развито здесь в XIII-XIV веках.
В соседнем зале установлен большой макет - версия исторической реконструкции архитектурно-планировочного решения памятника русского средневековья.

Screenshot_5.jpg

Группа архитекторов под руководством Юлии Макаровой наглядно воссоздала поселение с жилыми домами и хозяйственными постройками, планировкой улиц и ландшафтным рельефом. Редкие черно-белые фотографии, запечатлевшие архитектурный облик «деревни на столбах» в сочетании с воссозданными объектами вызвали большой интерес, и особенно привлекали внимание костромичей, заставших еще не затопленные Вежи. На открытие выставки пришли бывшие местные жители и их родственники, которые на этом макете с волнением в сердце, но очень быстро и безошибочно находили «свои дома».

Дома, кстати, не все были исключительно деревянные. На фото начала XX века отчетливо видны двухэтажные кирпичные дома, а картина плывущих по широкой улице людей в лодках – была распространенным явлением. К весенним разливам жители Вёж готовились заблаговременно. Амбары ставили на дубовых столбах, а лодки-ботники были единственным средством передвижения во время половодья.

Screenshot_7.jpg

Хорошая сохранность вещественного материала обусловлена так называемым сырым слоем – почве с высоким уровнем влажности. Многие предметы прекрасно сохранились не только внешне, но и в исправном рабочем состоянии.
Сотрудники Костромского музея-заповедника предложили несколько необычное решение церемонии открытия выставки - не с традиционным перерезанием красной ленточки, а с отмыкания замка на цепи. Цепь и замок – разумеется, исторические находки, обнаруженные во время археологических раскопок на Вежах.

DSC_3014.JPG

Не с первого оборота, но замок XIII века поддался председателю Костромского регионального отделения Русского географического общества Роману Рябинцеву. Именно РГО является инициатором, организатором и постоянным участником научно-исследовательских экспедиций на остров Вёжи.
В этом сезоне большая комплексная работа проведена на средства Фонда президентских грантов. Проект «Вёжи — славянский форпост на костромской земле» реализован Костромским отделением РГО, музеем-заповедником и Костромским государственным университетом.
Роман Рябинцев, председатель Костромского областного отделения РГО:
Это поселение на чудо-острове всегда притягивало к себе. Географически его месторасположение очень удачно. Это место, которое позволяло и развивать территорию, и успешно заниматься охотой, рыболовством, земледелием. Отмечу, что необычно для нашего региона - только здесь местные жители выращивали хмель. Сюда приезжали многие поэты и писатели. В этих краях охотился и проживал долгое время Некрасов, Михаил Пришвин, Новиков-Прибой и другие.
 Кстати, известный литературный персонаж Некрасова Дед Мазай совершал свой «подвиг» по спасению зайцев именно на Вёжах. А прообразом Деда Мазая послужил реальный человек, живший там крестьянин Иван Мазайхин. Кстати, в этом году в Костромской области принят официальный герб Шунгенского сельского поселения, на котором изображен Дед Мазай.


Выставка в Музее истории Костромского края не будет статично-отчетной, уверены археологи. Здесь можно проводить тематические занятия и открытые уроки для школьников. Интересного и познавательного на таких экскурсиях ребята почерпнут немало. Здесь есть забытые, а многим детям ныне и неизвестные предметы: кочедыки, бочарки, пряслица. Представлены уникальные находки: перстни (в том числе детские), фрагменты обуви и одежды, кожаный кошелек для денег (как пошутил на открытии заведующий лабораторией археолого-этнологических исследований КГУ Сергей Кабатов: «на такой мешочек можно было две Костромы в то время купить»).
Экспонаты на выставке – итог работы археологов в течение нескольких сезонов и впервые все эти вещи доступны широкой публике. Рассматривать лучше не торопясь, внимательно читая описание. Тогда в одной из витрин можно будет увидеть первый письменный источник в Костроме и во всей Костромской области XIII-XIV века. Эта небольшого размера, черная, казалось бы совсем неприглядная пластинка, на самом деле является важнейшим носителем ценной информации.

Screenshot_15.jpg

Прямоугольный камень шириной 43 мм и толщиной 12 мм из черного сланца или нефрита был обнаружен на берегу острова в 2015 году. На камне в пять рядов нанесен текст, а на всех боковых гранях процарапаны перпендикулярные линии.

Анализ текста вёжской находки тогда же выполнил ведущий научный сотрудник Лаборатории лингвосемиотических исследований, доктор филологических наук, член-корреспондент РАН Алексей Гиппиус. Он прочитал ее следующим образом:
А се п(ло)щка Офонас<ьева>, а кто покра, тъ д<а будеть прокртъ>
перевод: «Это плашка Афанасия. А кто украл, тот пусть будет проклят».

По словам археолога Сергея Кабатова, такой предмет мог использоваться в качестве «накладной» для купленного или проданного товара. Плашку могли носить с собой или помещать вместе с товаром.
Сергей Кабатов, заведующий лабораторией археолого-этнологических исследований КГУ:
«Площка» производное от плоский. Его внутренняя форма делает его потенциально применимым к любому плоскому предмету. Можно думать, что площка выступает в данном случае в значении современного плашка – «пластина, плоский кусок чего-либо. Черточки по граням, судя по всему, отображали единицы измерения: десятки, сотни, возможно тысячи. Можно предположить, что эта пластинка прикладывалась к партии соли, которая куда-то отправлялась. «А кто покрадет ее, эту соль, тот проклят будет». Есть интересный нюанс, на который обратила внимание наш художник, когда переносила рисунок: на лицевой стороне, где прочерчен текст, едва читается крест, который как бы перечеркивает всю эту надпись. Отсюда – либо кто-то «покрал» и перечеркнул, чтобы избавиться от проклятья Афанасия, либо партия дошла до места и ее просто аннулировали.
В любом случае эта надпись является первым письменным источником в Костроме и в Костромской области. Подобный памятник эпиграфики в Костромском Поволжье для периода конца XIII – начала XIV вв. на сегодняшний день не имеет аналогий.

 Выставка археологических находок с острова-селища Вёжи «Костромская Атлантида» будет работать в Музее истории Костромского края (ул. Дзержинского 9б). И вполне возможно, что положит начало созданию отдельного археологического музея в Костроме. Об этом на открытии выставки сообщила генеральный директор Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Наталья Павличкова. Он разместится в центре Костромы на территории Музейного подворья.

Смотрите видео об экспедиции на Вежи в 2017-2018 гг.






фото Алены Главатских и Дениса Мощенко
Новости