Прислать новость или фото

Прислать вашу новость или фотографию вы можете нам на электронную почту info@smi44.ru

Международный Волковский театральный фестиваль: что увидит зритель в Ярославле

среда, 12 сентября 2018
Международный Волковский театральный фестиваль: что увидит зритель в Ярославле
Через несколько дней, 17 сентября, в Ярославле открывается традиционный Международный Волковский театральный фестиваль.

С постановками, которые состоятся в первые дни фестиваля, информационный портал Костромской области СМИ44 уже знакомил читателей. Сегодня арт-обозреватель Ирина Пекарская рассказывает о спектаклях, которые пойдут с 20 по 23 сентября.

В репертуаре есть очень громкие имена. Неудивительно, что на некоторые театральные вечера билетов в кассе уже нет.

20 сентября театральный праздник предлагает зрителю непростой выбор. В одно время на двух сценах идут постановки невероятно титулованных режиссёров, многократных победителей фестивалей «Золотая маска», «Золотой софит» и многих других, по пьесам, сюжет которых знают даже те, кто в театре никогда не был. На Основной сцене – «Гамлет» Юрия Бутусова знаменитого Санкт-Петербургского театра им. Ленсовета (где Бутусов до недавних пор был главрежем).
На Камерную сцену примерно в это же время выходит «золотомасочная» «Кармен» Вологодского театра кукол «Теремок» в постановке Бориса Константинова, главного режиссёра Театра кукол им. Сергея Образцова.

gamlet.jpg

В своём интервью Юрий Бутусов называет Гамлета мифом, но и сам он, режиссёр, уже в некотором роде легенда. Но для того, чтобы понять, что он хочет сказать, вероятно, счастливому обладателю билета стоит забыть обо всех предустановленных знаниях о Гамлете и Шекспире; знание текста пригодится, но без личной эмоциональной нагрузки.
Гамлета играет женщина - Лаура Пицхелаури. Но это не новость – самая знаменитая исполнительница роли Гамлета Сара Бернар была не единственная и даже не первая. Офелию воплощают два артиста - Юстина Вонщик (в фильме «Хармс» Ивана Болотникова играла первую жену Даниила Хармса) и Фёдор Пшеничный. Но это не означает, что герои поменяли пол, скорее так раскрываются какие-то их личностные свойства, заостряются архетипические черты; здесь пол вообще не важен.
Один рецензент сравнивает Гамлета-Пицхелаури с Маленьким Принцем Сент-Экзюпери, но не нашедшего свой астероид, а заблудившегося в мире больших и грубых людей. Что бы мы ни прочитали сейчас об этой постановке, интрига всё равно останется и нужно быть готовым ко всему – очень интересно понять иные правила игры. Билеты на спектакль ещё есть, надо попасть.

karmen.jpg

Постановки спектаклей для взрослых в «куклах» всегда очень трогательны; специфическая пластика кукол добавляет героям тонкий лиризм, таинственный блеск рисованных или стеклянных глаз – меланхолию, при этом куклы вступают в диалог с нашим внутренним ребенком, настоящим «Я», возможно, легче и быстрее, чем люди. Даже если куклы разыгрывают драму. «Кармен» Бориса Константинова, безусловно, драма, драма любовная. Но при этом зрители отмечают остроумие и удивительную фантазию постановщиков.
В Вологодском театре она называется «народная кукольная драма», события происходят в селе, безусловно, наделённом определённым национальным колоритом, но которое может оказаться не только испанским. Фигуры кукольных обитателей сцены очень узнаваемы, но также очевидно из какого материала и, порой, даже из каких вещей их соорудили. На сцене «работают» и планшетные куклы почти человеческого роста, и крохотные куколки, и люди. Наверное, повезло тем, кто позаботился о билетах заранее – зал маленький, на сайте билетов уже нет. Но мало ли что, чудеса бывают – следите за новостями на сайте театра.


21 сентября – новый выбор, снова непростой. Два имени рядом – Гузель Яхина и Ярослава Пулинович. Что это значит? То, что бестселлер, ставший настоящей бомбой пару лет назад, ещё в конце 2017 года обрёл сценическое воплощение. Постановка Айрата Абушахманова «Зулейха открывает глаза» в Башкирском государственном театре драмы имени Мажита Гафури – первая реализация этого романа на театральной сцене.

zyleiha.jpg

Роман увлекает и затягивает, но как столь многосюжетную историю, растянутую на долгие годы, перенести на сцену? Безусловно, от чего-то пришлось отказаться. Но самое важное то, что, по сути, постановка оказалась наднациональной, затрагивающей всех, о женщине, которая через тяжёлые жизненные испытания обрела свой голос, «открыла глаза». Ведь и роман не о политике, а о людях, не идеальных, сложных в своих эмоциях, но не всегда способных понять свои собственные чувства. Ярослава Пулинович в интервью сообщает, что финал изменён. И для тех, кто прочитал роман это своего рода интрига. Что же хочет изменить другой читатель в книге (а драматург это ведь и читатель тоже), соглашусь я с ним или нет?
Сайт сообщает, что билетов нет, а вдруг у администраторов есть? Или откажется кто? Шанс есть всегда, тем более, когда спектакль идет на основной сцене.


В тот же день на камерной сцене – «Записки сумасшедшего», психологический триллер с элементами иронии немецкого режиссёра Моники Добровлянской по произведениям Николая Гоголя («Записки сумасшедшего») и Светланы Алексиевич («Время сэконд-хэнд»).

zapiski.jpg

Этот моноспектакль о маленьком человеке на сломе эпох проживает известный актёр, съевший собаку на исполнении злодеев, Александр Кот. Моноспектакль – это огромный актёрский труд и мужество, когда ты в одиночку должен представить зрителю целый мир.
Проект германо-российский. Хотя на сайте Волковского указано, что премьера состоялась весной этого года, очевидно, это уже реконструкция любимого детища. Начальная версия была двуязычной – на русском и немецком языках, что должно добавлять объем для понимания проблем героя: ведь когда рушится привычный мир, ты раздваиваешься на «до» и «после», как на разных языках диалог внутри себя...

orel.jpg

22 сентября на Основной сцене Кабардинский государственный драматический театр имени Али Шогенцукова представляет постановку Руслана Фирова «Орёл и орлица» по первой части повести Алексея Толстого «Иван Грозный» - для коллектива сюжет близок тем, что он посвящён, в том числе, отношениям Ивана Грозного и его второй жены Марии Темрюковны, дочери кабардинского князя.
Яркие, богатые костюмы, темпераментное исполнение, любовная линия, сложный образ царя – кажется, залог успеха спектакля. Что примечательно, спектакль будет идти на национальном языке (с субтитрами). Эта особенность может дать особый шарм постановке. Билеты есть.


23 сентября завершает фестиваль премьера. Волковский театр представляет в постановке польского режиссёра Анджея Бубеня прекрасную пьесу Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора». Предпоказ состоялся 4 сентября и, безусловно, это постановка, которую стоит посмотреть, обязательно.

person.jpg

Анджей Бубень получил театральное образование в Петербурге, много работает в России и хорошо известен в Европе, часто берется за тексты с философской подоплёкой. Сюжет пьесы Пиранделло уводит зрителя по обратную сторону творческого процесса, то есть создания драматургического произведения и рождения спектакля, и доводит до парадокса – кто более реален: персонаж или актёр, человек.
Главные герои произведения Пиранделло – печальные персонажи недописанной пьесы, которые приходят в театр во время репетиции и заставляют режиссёра стать их автором, воплотить их недореализованное существование на сцене. Параллельно развиваются два сюжета – драма персонажей, которая сама по себе повествует о человеческом горе, и репетиция спектакля. Процесс постижения роли, погружение артиста в боль – уникальный анализ профессии.
В главных ролях – Дарья Таран, Валерий Кириллов, Николай Зуборенко и другие.

Фото: из открытых источников
Текст: Ирина Пекарская, арт-обозреватель, театральный критик, член СТД РФ


Новости