Прислать новость или фото

Прислать вашу новость или фотографию вы можете нам на электронную почту info@smi44.ru

Международный театральный фестиваль имени Виктора Розова после Костромы встречает Ярославль

среда, 14 февраля 2018
Международный театральный фестиваль имени Виктора Розова после Костромы встречает Ярославль
В Ярославле на этой неделе проходит первый Международный театральный фестиваль имени Виктора Розова.
Все спектакли идут на сцене Ярославского театра юного зрителя, который был построен при непосредственном участии известного советского драматурга и носит его имя.
Ярославцев ждёт насыщенная программа, в которой кроме 5 спектаклей, запланированы творческие встречи, дискуссии и обсуждения.
Сегодня в обзоре арт-обозревателя информационного портала СМИ44, члена Союза театральных деятелей России Ирины Пекарской продолжим знакомить с театральной афишей фестиваля и расскажем о двух спектаклях, которые посмотрели костромичи.

В Костроме в рамках фестиваля было представлено 11 спектаклей из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Кишинёва (Молдова) и Риги (Латвия). Из них 4 – по пьесам Виктора Розова. Кроме Розова, в программу входили произведения Михаила Лермонтова и Николая Коляды, Эдуарда Радзинского и Антона Чехова, Александра Вампилова, Алексея Яковлева и Елены Исаевой. Постановки были разные, отличались по художественному языку, по подходу к тексту, по целям. Что-то было чуть менее удачно, что-то оказалось просто прекрасным, но в целом подборка из 11 спектаклей показала отличный срез современного психологического театра.
Открывал фестиваль 5 февраля спектакль «Вечно живые» Театра на Покровке (Москва). Это самое известное произведение Розова, светлая драма о людях в контексте войны, о любви и отношениях, написана в 1943 году, в Костроме, куда Виктор Розов вернулся с войны после тяжёлого ранения.

Ирина Пекарская, театральный критик, член СТД РФ:
Безусловный центр «вселенной» этой постановки – отец Бориса, глава семейства, Фёдор Иванович в исполнении Александра Борисова. Энергичный и громкоголосый, заполняющий собой всё пространство, Борисов отлично создаёт мужской волевой образ, врача, преданного своему делу, честного и порядочного. Дмитрий Олейник и Анна Горох, исполнители ролей Бориса и Вероники - чуткие, нервические артисты, они, кажется, своими типами соответствуют изображаемому времени – своей субтильностью, какой-то чистотой, эмоциональной чуткостью. Хочется отметить роль второго плана – организатора концертов спекулянта Чернова в исполнении Владимира Щербакова. Роль небольшая, неположительная, но мимика, ухватки точны, живы, направлены на партнёра. Впрочем, все артисты с трепетом относятся к своим героям, все нюансы их самочувствия продуманы, монологи прочувствованы.
Но не всегда артисты чувствуют друг друга. Из-за этого порой не сочувствуешь даже их настоящим слезам. Проблемой оказывается и основная тема, выбранная режиссёром – отношение к войне, честность и порядочность в контексте войны. Нужно быть честными, прежде всего, перед собой и перед своими зрителями – Вторая мировая война была очень давно. И какие бы печальные воспоминания из истории семьи у нас ни хранились, с каким бы размахом ни проходили памятные мероприятия, война превратилась в определённый социальный миф и события уже не так отражаются в нас.
Театр не лекция, он опирается только на опыт зрителя. Кино может себе позволить создавать иллюзию исторической достоверности, театр – нет, любую театральную условность зритель вынужден «досочинять» сам. И даже в известном во всём мире фильме Калатозова «Летят журавли» Розов так переписал пьесу, что на первый план вышла не война и отношение к ней, а отношения между людьми, которые существуют вне зависимости от конкретного исторического контекста.

Рецензия подробнее

Во второй день фестиваля питерский театр «Комедианты» представил спектакль также по пьесе Виктора Розова – «В день свадьбы» в постановке молодого актёра и режиссёра Захара Черезова, который сам и исполнил главную роль. Программка сообщает, что спектакль создавался как студенческая работа в Санкт-Петербургской академии Театрального искусства.
Ирина Пекарская, театральный критик, член СТД РФ:
 «В день свадьбы» приятно просто почитать как рассказ или повесть. Светлый, ясный язык, народный, но при этом без грубости и жаргона. Очень тонкий и приятный момент – в пьесе легко, полупрозрачно, как в акварели, отражается описываемое время, когда совсем недавно Гагарин совершил первый в мире полёт в космос, а ветераны войны ещё достаточно молоды – им 40-50 лет. Да и главные герои - молодые люди, которые детьми пережили блокаду Ленинграда и были спасены по Дороге жизни, но их семья – детский дом. Нашли своё место здесь и костромские реалии, и в частности, Заволжье.
Основной конфликт пьесы – жених, Михаил Заболотный, накануне свадьбы встречает женщину, которую много лет любит, но не видел три года и перед ним, честным и порядочным, дилемма: быть верным слову ни в чём не повинной Нюре – своей невесте, милой и хорошей девушке, или идти за своим чувством. Выбирать в итоге приходится Нюре – отпустить или держать при себе назло врагам, но в итоге она понимает, что не сможет жить с человеком, который думает о другой. Отец поддерживает её, тогда как остальные удивляются решению девушки.
Пьеса о честности, искренности в отношениях, о невозможности построить счастье на чужом несчастье. Такой конфликт для современной драмы утратил значительную долю своей остроты.

рецензия подробнее

Театральный фестиваль в Ярославле также открылся постановкой по пьесе Виктора Розова - спектаклем «С вечера до полудня» в постановке Московского Нового драматического театра. «Виктор Розов - драматург на века. И чем дальше мы уходим от времени написания его пьес и времени их действия, тем больше понимаем их масштаб. Тот нравственный ориентир, который Виктор Сергеевич всю жизнь утверждал в драматургии, мне кажется, сегодня востребован как никогда», - поделился своим мнением с корреспондентом «Российской газеты» художественный руководитель театра Вячеслав Долгачев.
Сегодня, 14 февраля, «Розовская сцена» в Ярославле принадлежит одному из старейших театров России Нижегородскому театру имени Максима Горького. Коллектив представляет постановку по пьесе Александра Володина «Моя старшая сестра».
15 февраля петербургский Театр Эстрады имени Аркадия Райкина воссоздаёт на сцене реалии 70-х. «Шуры-муры» - серия миниатюр по рассказам Василия Шукшина, которые в 2013-м году поставил с выпускниками своей творческой мастерской Юрий Гальцев, художественный руководитель театра. Для постановки выбраны рассказы: «Кукушкины слезки», «Упорный», «Три грации», «Живет такой парень», «Бессовестные», «Пьедестал», «Степка», «Дебил», «Сапожки», «Танцующий Шива», «Микроскоп», «Хахаль», «Мой зять украл машину дров», «Операция Ефима Пьяных», «Други игрищ и забав». Здесь нет единого сюжета, театрализованные полуанекдотические эпизоды, смешные и горькие, перемежаются с пародиями на советскую и зарубежную эстраду 70-х.
Завершат двенадцатидневный марафон 16 февраля хозяева сцены. Театр юного зрителя имени В. Розова представит драму «Обыкновенная история» по первому роману Ивана Гончарова в инсценировке Виктора Розова, созданной в 1966 году для театра «Современник».

Афиша Розовского фестиваля в Ярославле

Президент фестиваля, сын драматурга, Сергей Розов в общении с костромскими и ярославскими журналистам выразил надежду, что Театральный фестиваль на родине драматурга станет традиционным. 
Новости