Прислать новость или фото

Прислать вашу новость или фотографию вы можете нам на электронную почту info@smi44.ru

Костромской губернский симфонический оркестр приглашает на концерт под открытым небом

воскресенье, 12 июля 2020
На фото Алены Главатских дирижер Костромского губернского симфонического оркестра Павел Герштейн

            
Цикл концертов под открытым небом «Музыкальные пленэры» в Костроме продолжится 13 июля.

Середина лета в Костромском губернском симфоническом оркестре под управлением Павла Герштейна всегда становилась интернациональной.

Детский фестиваль «Музыка – дорога в жизнь» собирал в Доме музыки юных исполнителей из разных стран. В этом году фестиваль отменила мировая пандемия, но отменить интернациональный июль не в состоянии ничто: седьмой концерт под открытым небом из цикла «Музыкальные пленэры» будет поистине всемирным, рассказали в оркестре.


Откроет программу испанская по происхождению «Пассакалия» немецко-английского композитора Георга Фридриха Генделя. В XVII веке в Испании пассакалией называли песню, под которую провожали из дома гостей. Позже она превратилась в музыкальную тему и жанр, характеризующиеся торжественностью и возвышенностью и исполняемые в медленном темпе. Именно такова, величественна и пышна, «Пассакалия» Генделя, являющаяся кульминацией его Седьмой сюиты.
Неудивительно, что композитор создавал это сочинение для своего любимого клавесина, а в этот вечер оно прозвучит в переложении Юхана Хальворсена для скрипки и альта.

Джордже Энеску можно было бы смело назвать композитором мира: родился на севере Молдовы, учился в Вене и Париже, во Франции и Америке подолгу жил… Но его называют «румынским Моцартом», потому что, где бы ни находился, всегда пропагандировал родную, румынскую, музыку. И Концертная пьеса для альта, написанная в 1906 году, конечно, не исключение: она вобрала в себя черты песенного и танцевального румынского фольклора. А импровизационность изложения в сочетании с технической свободой делает пьесу невероятно притягательной для исполнителей.

Италия и Испания плюс Франция и даже Россия – всё это «Павана» композитора Габриэля Форе (кстати, парижского учителя Джордже Энеску). Итальянцы и испанцы до сих пор спорят – в чьей стране в XVII столетии появилась на свет павана. Точно известно одно: павана была чуть ли не самым популярным придворным танцем. В конце же века девятнадцатого свою версию «Паваны» создал француз Габриэль Форе и, конечно, изменил старинный канон: его произведение написано в гораздо более быстром темпе, чем было принято до этого.
Под музыку, сочинённую Форе, в 1917 году танцевала легендарная балетная труппа Сергея Дягилева.

На смену французскому композитору приходит композитор британский. Про Эдуарда Эльгара говорили, что в английской музыке он занимает то же место, что Бетховен – в немецкой. И вправду, на рубеже XIX и XX веков весь оптимизм, всю уверенность викторианской эпохи Эльгар выразил в своих романтических сочинениях, ставших свидетельством и символом времени.
Вечером 13 июля в исполнении квартета альтов прозвучит его «Chanson de nuit».

Ещё один романтик, теперь уже немецкий – Карл Мария фон Вебер – украсит программу седьмого «Пленэра». В эпоху, когда серьёзно переосмыслялась роль кларнета, фон Вебер посвятил этому инструменту целых шесть сочинений. Впрочем, была ещё одна причина такой любви композитора к кларнету. В 1810 году 24-летний музыкант вместе с отцом вынужден покинуть Штутгарт и за год меняет восемь городов, пока, наконец, ни останавливается в Мюнхене. Здесь и происходит судьбоносная для него встреча – с Генрихом Йозефом Берманом, игравшим партию первого кларнета в оркестре баварской придворной капеллы. Эта встреча положила начало одному из самых плодотворных союзов композитора и исполнителя в истории мировой музыки: именно Берману Вебер посвящает все свои кларнетовые сочинения. Квинтет для кларнета и струнных пишется долго, с перерывами – с сентября 1811 года по август 1815-го. Но наслышанный о новом сочинении, Берман просит разрешения сыграть его уже весной 1813 года, пусть даже без последней части – и, конечно, композитор соглашается.

Во второй половине XX века весь мир постепенно двигался к космополитизму. И Астор Пьяццолла тоже: родившийся в Аргентине, но в итальянской семье, он провёл детство в Нью-Йорке, а уроки брал у венгерского пианиста Белы Вильды, в свою очередь воспитанного русским гением Сергеем Рахманиновым. Не признающий никаких границ, влюблённый в свободу и танго, Пьяццолла в 1974 году соединил две свои любви в легендарном «Libertango», символизирующем переход от классического танго в танго нуэво. И это культовое сочинение, как и ещё несколько композиций Пьяццоллы, прозвучит в программе седьмого «Музыкального пленэра».

Концерт состоится 13 июля в 18.00 на открытой площадке у Дома музыки (ул. Никитская, 96).
Цена билета 300 рублей.




На фото Алены Главатских дирижер Костромского губернского симфонического оркестра Павел Герштейн
Новости