Прислать новость или фото

Прислать вашу новость или фотографию вы можете нам на электронную почту info@smi44.ru

Реклама
Социальная реклама

Дневник фестиваля: ТЮЗ поставил «Грозу», критик об Островском и белорусские актеры на сцене в Костроме

Понедельник, 23 сентября 2019

В Костромской области проходит XVII Всероссийский театральный фестиваль «Дни Островского в Костроме».
Каждый день на сцену драматического театра им. А.Н.Островского выходит новая труппа.

В фестивальной афише Пенза, Кинешма, Санкт-Петербург, Калуга, Северск.
Костромской театр в день открытия фестиваля и своего очередного творческого сезона представил премьеру «Богатые невесты». Рецензию на постановку режиссера Сергея Кузьмича можно прочесть по ссылке…

Во второй день фестиваля, 21 сентября, Пензенский театр юного зрителя представил свою версию одного из самых популярных произведений Островского – «Грозу» в постановке Владимира Карпова.
Спектаклю ещё не исполнилось года – премьера состоялась 4 ноября 2018-го.

dni7.jpg
Ирина Пекарская, театральный критик, арт-обозреватель портала СМИ44:
Берёшь ты малоизвестную пьесу – непросто пробиться к зрителю, берёшь суперизвестную вещь, к тому же она входит в обязательную школьную программу по литературе – тоже проблемы. Все её уже видели и кто-то ждёт от тебя чего-то новенького, а большинство приходят в театр со своим чётким представлением, какой должна быть Катерина, какой – Кабаниха, а какой – Варвара. Шаг влево-шаг вправо – побег. Пензенцы не стали уходить куда-то в сторону, хотя ничего особенного и не добавили, кроме нескольких песен, притом в финале пела даже некоторым образом вознёсшаяся Катерина (Екатерина Гузеева).
Узнаваемым получился Кудряш в исполнении Вячеслава Копёнкина: эдакий ухарь и не то что забияка, но такой способен район в страхе держать при необходимости, тип хамоватый и независимый. Варвара Дарьи Куклевой – очень темпераментная, упругая барышня, подвижная, напористая. Но в целом, в этом «тёмном царстве» немало сумасшедших, проблемы с психикой у большинства – да и не мудрено в таких условиях, когда один другого круглые сутки поедом ест.

Декорация почти единственная – высоченная металлическая решётка – ограда сада, какую можно, пожалуй, представить у какого-нибудь аристократического поместья (сценография Владимира Карпова). С двух сторон решётки всё и происходит. Она же и беседка при случае, и вообще что угодно. Костюмы, созданные художником Верой Астаховой, с одной стороны не относятся к конкретному времени – у Катерины и Варвары длинные, вероятно, штапельные городские платья, простые, но вполне современные. Фасон, который используется сегодня, идёт из традиций городского костюма XIX века, поэтому разница в глаза не бросается. У Кабанихи (Марина Кинге) стилизованное серое платье, сочинённое, как и у Феклуши (Людмила Лещенко), у служанки (Юлия Карпова).
Костромские зрители на поклоне встали – приняли пензенскую Катерину, посочувствовали ей.

Такую отзывчивую и эмоциональную публику, как в Костроме, действительно, ещё поискать.
Член жюри фестиваля - профессор, ведущий научный сотрудник Музея-усадьбы А. Н. Островского «Щелыково» Ирина Едошина считает, что «язык Островского позволяет делать современные постановки».

dni.jpg
Ирина Едошина. доктор культурологии, член жюри фестиваля «Дни Островского в Костроме»:
Язык Островского позволяет делать современные постановки. Островский писал только для театра, не для чтения, он писал, ориентируясь на актеров. Почему актеры любят Островского? Он писал под них. Он слышал свои пьесы, он их видел, он понимал, как сыграет актер. И учитывая психофизические особенности актеров, старался вместить их все в роль. Ведь он и ставил сам.
Он ставил «Грозу» – один спектакль поставил в Москве с Любовью Никулиной-Косицкой – высокой, дородной, кустодиевской красавицей, и совершенно другой в Петербурге - со Снетковой в роли Катерины – прозападных взглядов, худенькая, стройная. Совсем другая. Это делал Островский, он сам делал абсолютно противоположные спектакли по своим пьесам. Он, его тексты позволяет это. Он хорош тем, как все простроено, он чётко понимает, что такое сама фабула, интрига, где какие завязки. Нет ничего такого, что можно было бы взять, выбросить, сказать, что «вот это вообще никуда». У него очень все точно. Есть, что играть.
 Мне всегда жалко, что люди мало знают историю постановок. Никулиной-Косицкой было 32 года, возраст, когда уже переходили играть классических старух. А Надежде Рыкаловой, которая играла Кабанову-старшую - 36 лет. Полугречанка, очень красивая. Высокая, статная. Дикой почему к Кабановой ходит? Возможно, они друг другу нравятся. Однако домостроевские законы не позволяли им соединиться. Тут любовь, молодёжь бегает в овраге – а она? Ты тут взвоешь, это неустроенная жизнь. Это просто реакция на то, что тебе не дано. И у Дикого точно такая же жизнь. Поэтому они будут мучить своих домашних. Не могут они эти нормы переступить. Эти уже могут, а они – нет.


Воскресенье - третий день фестиваля не конкурсный. Костромичам лирическую комедию «Свадьба в стиле ретро» с музыкой Александра Журбина по мотивам пьесы Александра Галина «Ретро» представил Белорусский государственный академический музыкальный театр.

dni4.jpg

Комедийный сюжет – зять пытается женить пожилого тестя-вдовца (в исполнении Алексея Кузьмина), пригласив в гости трёх дам далеко-за-бальзаковского возраста. Каждой была назначена аудиенция на своё время, а дамочки оказались непунктуальными и пришли все раньше, то есть в один и тот же час.
А дедушка жениться не хочет – он в деревню родную хочет из дочкиной квартиры, похожей на музей антикварной мебели, сбежать. А вот когда дочка с мужем (Маргарита Александрович и Антон Заянчковский) разозлились на папенькино своеволие, разругались и ушли, дедушка с бабушками и договорился. Под гармошку. Притом со всеми тремя. А что такого – люди хорошие, отказаться трудно хоть от одной.

dni6.jpg
Ирина Пекарская, театральный критик, арт-обозреватель портала СМИ44:
Артисты прекрасные, каждый стоит отдельного разговора. У каждой дамочки-невесты – свой характер, манеры, стиль поведения: искромётная «покорительница сердец» Роза Александровна в исполнении Наталии Гайды, пусть и простоватая, но интеллигентная Нина Ивановна в исполнении Людмилы Станевич и ответственная Диана Владимировна Ирины Заянчковской. Поют все прекрасно.
И здесь была видна разница между тем, как работают в музыкальном спектакле артисты музыкального театра и как это делают артисты театра драматического. Насколько легко и естественно идёт и драматическая, и вокальная часть у первых, и как трудно вторым – думая о музыке они нередко теряют в игре, утрачивается глубина характеров.

dni2.jpg

Сегодня Кинешемский драматический театр им. А.Н. Островского покажет провинциальную историю «Бесприданница».
Во вторник Калужский областной драматический театр выбрал для костромского фестиваля пьесу Островского «На всякого мудреца довольно простоты». 25 сентября в Костроме Санкт-Петербургский академический театр комедии им. Н.П. Акимова представляет спектакль «Правда — хорошо, а счастье — лучше».
Закрывает фестиваль Северский театр для детей и молодежи посланием потомкам в двух актах «Доходное место».


АФИША ФЕСТИВАЛЯ



фото из группы театра им.А.Н.Островского в соцсетях
Просмотров: 2484
Дата первого показа: 23.09.2019 12:07
Новости