Прислать новость или фото

Прислать вашу новость или фотографию вы можете нам на электронную почту info@smi44.ru

Новый выпуск альманаха «Костромская слобода» посвящён 105-летию Костромского научного общества по изучению местного края и экспедиционным материалам 2017 года

понедельник, 11 декабря 2017
alm2.jpgВ Костроме 12 декабря состоится презентация электронного художественно-этнографического альманаха «Костромская слобода» (выпуск №2 2017 г).

Новый выпуск посвящён 105-летию Костромского научного общества по изучению местного края и экспедиционным материалам музея 2017 года.

Раздел «Родиноведение» открывают  дневниковые заметки неутомимого костромского исследователя-этнографа, председателя КНО Василия Смирнова.

Например, в записях из экспедиций Валерия Смирнова в районе Молвитина и далее к северу до Буя читаем:  "Хожу по окрестным деревням, раскиданным на противоположных сторонах долины. В Евлеве и Степурине я видел, как делаются деревянные игрушки – коньки с тележкой, которыми завален был раньше рынок Костромы, Буя, Судиславля. Когда-то здесь этот промысел был очень широко распространен. Теперь он умирает. Евлевский конек вытесняет нижегородская (семеновская) игрушка. «В нашей игрушке никаких правилов нет, не то, что в нижегородской. Мы не ученые. Работа топорная». Действительно, осиновый конек почти целиком делается топором и ножом. Молотки, скобель, шильце и желобчатое долотцо дополняют несложный инструментарий игрушечника. Красят мелом на клею. По белому фону сажей ставятся черные яблочки, кроном пятнают желтые и суриком красные. Для кружков на колесиках и яблочек есть особое приспособление вроде деревянного циркуля «воробинка» и для раскраски кисточка из щетины, вставленной в куричью «зорьку», т.е. конец перышка, надетого на палочку.
Промысел идет из старины, и стилизованный конек делается по старой традиции. Попытки учесть, сколько сработает и выработает кустарь, безнадежны. Из боязни налога вам скажут: «Раньше был расходишка игрушке, а теперь ремесло падает», игрушка идет тупо, в магазины не берут сера работа и цена дешевая (7 руб. за 100 штук).
В д. Степурино игрушка делается иначе. Старик Павел Захарович Брусенин, маляр по профессии, «по зимам от безделья стал работать коней», а теперь только и занят этим. «Я на што посмотрю, все сумею сделать. Делал и куклы, и пряхи. Впервые сделал коня, присмотревшись к привезенной от Троицы игрушке». Здешние кони и коляски других форм, красятся масляной краской, распятнываются также разнообразных цветов яблоками и расписываются зубчиками. Трехрогая молвитинская пряха широко распространяется отсюда во все стороны (я встречал ее и на р. Костроме, и в Галичском уезде около Игодова), делается к сезону к Филипповкам и красится чаще всего красной краской. И в Евлеве, и в Степурине кустари мне сделали полный набор игрушек и их частей в процессе производства для музея…".

alm5.jpg

Горшечный промысел хорошо обеспечивал семью, про гончарное ремесло говорили «работа грязная, но денежная». А это уже про Шарьинский район. Из статьи кандидата культурологии, старшего научного сотрудника Музея-заповедника «Костромская слобода» Ольги Румянцевой «Горшечный промысел в Шарьинском районе.Из архива экспедиции 1974 года».
"В семье горшечника могли позволить держать двух лошадей (причем кормить их овсом), до пяти коров, а также овец и поросят. Избы были просторные, в них специально клали большие печи. По рассказам М.Н. Назарова, когда хозяин принимался за работу, его жена обычно садилась рядом с прялкой и пела песни. Житель деревни Медведица Троицкого сельсовета Иван Александрович Шиндяков (1900 года рождения) рассказывал о том, что горшечный промысел существовал в этих местах издавна, но основным занятием как и везде оставалось земледелие, несмотря на не очень благоприятные для этого условия. Недалеко от села Троицкого был так называемый Горшечный Лог, где и добывали глину. И.А.Шиндяков особо отмечал высокое качество синей глины. Глину, количеством примерно до десяти возов, заготавливали осенью по мелкому снегу сразу на всю зиму. Сырье привозили к дому и закрывали «постилахой», предохраняя от высыхания. Специальных приспособлений для хранения глины, как это было в Колесовке, не было. На ночь замешивали такое количество сырья, чтобы его можно было использовать за день. Глину месили ногами. Обжигали горшки в печи в избе. Однако в некоторых деревнях, например, в Уполовничихе, для обжига горшков ставили специальные горны. В день делалось до пятидесяти горшков, двадцати корчаг или ста плошек (в них жарили картофель или делали «яишницу»).
В основном глазировались кринки и плошки. Продавали горшки на сельских базарах в Троицком, Одоевском, Рождественском в любое время года. К праздникам особым спросом пользовались корчаги для пива. Чаще всего гончарным ремеслом занимался хозяин дома. Крестьяне с уважением относились к горшечникам. Горшечники здесь тоже жили довольно зажиточно: например, у каждого была своя лошадь. После революции горшечный промысел был распространен до 1930-1940-х годов".

Раздел «Народная культура» - это своеобразный отчёт о летнем экспедиционном выезде научных сотрудников музея-заповедника в Шарьинский район с целью сбора этнографического материала на тему «Повседневная и праздничная жизнь Поветлужской деревни, фольклор, народные семейные традиции в 1940-е - 1990-е годы». В проекте самое активное участие приняли члены Шарьинского отделения Русского географического общества, сельские библиотекари, собравшие по опросным листам музея интересный материал, опубликованный в разделе «Костромской фольклор», «Музейные проекты».
В программе 12 декабря творческая встреча с авторами, а также выступление фольклорного ансамбля «Матица» с исполнением фольклора: частушек, сказок, загадок, записанных в Шарьинском районе сотрудниками музея.
Презентация электронного художественно-этнографического альманаха «Костромская слобода» состоится во вторник в помещении Музейно-выставочного центра музея-заповедника по адресу: ул. Советская, д. 41.
 Начало в 14:00.

Новости