Добавить

Новость
Фотографию

Добавить новость

Все поля обязательны для заполнения

Представьтесь
Электронная почта
Заголовок
Текст новости
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки

Добавить фото

Все поля обязательны для заполнения

Представьтесь
Электронная почта
Фото
...
Описание фото
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки

Ваша новость отправлена

Сайт СМИ44 благодарит Вас за участие в проекте!

Добавить

Новость
Фотографию

Орден Красной Звезды шарьинец майор Тихомиров получил в Афганистане, куда судьба привела его в июне 1981-го

понедельник, 24 февраля 2014
Орден Красной Звезды шарьинец майор Тихомиров получил в Афганистане, куда судьба привела его в июне 1981-го
35-летний заместитель эскадрильи по авиационно-инженерной работе майор Тихомиров, отец двоих детей, в июне 1981 года был направлен в аэропорт, располагавшийся в 17-ти километрах от Кандагара. 700- километровая пустыня. Днем жара – 70 градусов, ночью – такой холод, что надевали куртки. Впрочем, к природным условиям человек привыкает быстро, но никогда человек не может привыкнуть к гибели молодых ребят на чужой земле и за чужую идею.
В полутора километрах от лагеря авиаторов находилась десантно-штурмовая бригада, почти полностью состоявшая из солдат срочной службы. Только в одной операции по уничтожению душманов 15 молодых ребят подорвались на минах. Отдали свои жизни солдаты в пустыне Регистан. В операции участвовали 55 вертолетов. Без дозаправки вертолеты не могли долететь до места расположения душманов. Тогда на середине пути организовали «точку подскока», куда и доставляли топливо с аэродрома. Эту операцию выполняла наземная служба, в которую входил Евгений Александрович.
Входил майор Тихомиров и в один из экипажей в качестве бортового техника, хотя техсостав брать на борт не положено. Но без инженерной службы понес бы полк огромные потери. А они были. Во время операции в пустыне потеряли три вертолета. Один сгорел прямо на глазах у Евгения. Вспыхнул, как факел в одно мгновение. Пилоты в завесе песка и пыли потеряли ориентир. Экипажу удалось выжить - вовремя выпрыгнули из вертолета. Другой борт душманы прошили очередью - от носа до хвоста. Эвакуировать экипаж невозможно – погибли все. Люди выдерживали многое, а вот техника афганского климата не выдерживала. От пыли и песка лопатки двигателей у вертолетов изнашивались до толщины туалетной бумаги. Только за полтора года службы майора Тихомирова на «вертушках» поменяли 85 турбин. Евгений Александрович убежден, что в силу своей универсальности вертолеты (как боевые, так и транспортные) вынесли на себе всю тяжесть афганской войны, пройдя ее от первого до последнего дня. Это он знает на собственном опыте.
В условиях высокогорья именно на эти винтокрылые машины легла основная нагрузка по нанесению штурмовых ударов с воздуха, высадке тактических десантов и проведению поисково-спасательных операций, доставке спецтехники, снарядов и топлива в районы боевых действий. На «Ми-6» доставляли и продовольствие для солдат и офицеров. Это были не самые безопасные вылеты вертолетов. Во время одного из них чуть не погиб целый экипаж. Вертолета «Ми-6» под завязку загруженный консервами, переправлял шестьдесят десантников и начальника финансовой службы (вез военнослужащим зарплату). «Вертушка» села на мину, установленную душманами в центре посадочной площадки. Обычное дело в партизанской войне. Взрыв. Подломалась передняя стойка. А за ней топливные баки. Машина вспыхнула мгновенно. Каким-то чудом удалось спастись почти всем. Обожгли руки, ноги, лица, но выжили. Не повезло только полковнику, впервые оказавшемуся в Афганистане. Летел к месту своего назначения - на базу в Лашкаргахе. Умер полковник от сильнейших ожогов. Только и успели доставить В кандагарский госпиталь….На происшествия майор Тихомиров вылетал всегда первым. Эвакуировал раненых, подбитую технику, ремонтировал ее и латал пробоины. Причем, случалось, кустарным способом.

Однажды пришлось замазывать герметиком образовавшуюся после обстрела дыру в лопасти. В мирных условиях такой самодеятельности никто бы не позволил. А тут в ход шли любые изобретения. И летали борты вопреки всяким инструкциям. Вот за эту службу и наградили майора Тихомирова и еще двух летчиков орденом. Евгений Александрович гордится наградой. Но никак не покидает героя странное чувство вины. Всплывают в памяти имена и лица... Не вернувшихся из афганского пекла. Тех, кого к наградам представили посмертно. Чаще других вспоминает Евгений Александрович летчика Женю. Веселого паренька с украинской фамилией Сизоненко. Одного из 19 героев-вертолетчиков, ценой своей молодой жизни, спасшего 16 боевых товарищей, ставших ему роднее родных под звездами Кандагара. На изрешеченной вдрызг «вертушке», истекающий кровью от ран, он довел борт с десантниками до аэродрома и умер, едва машина коснулась земли.
Сколько их там погибло за десять лет, наших мальчиков и мужчин? 13 тысяч, как убеждают СМИ? Вряд ли... По мнению майора Тихомирова, намного больше. Около ста тысяч солдат и офицеров ежегодно вели бои в Афганистане. За этими скупыми цифрами - судьбы людей. Для будущих поколений важно сохранить память о них. И мы ее сохраним...
По материалам Марины Шатровой корреспондента газеты «Ветлужский край».
Фото из архива семьи Тихомировых.
Новости