Прислать новость или фото

Прислать вашу новость или фотографию вы можете нам на электронную почту info@smi44.ru

Свой драматургический мир Розов называл «человеческим театром»

пятница, 27 октября 2017
Свой драматургический мир Розов называл «человеческим театром»





В Костроме состоялась презентация книги профессора КГУ Алексея Зябликова «Костромские мотивы в творчестве Виктора Розова».
Жанр своей работы автор определил как литературоведческое эссе.


Алексей Зябликов, доктор исторических наук, профессор, автор книги «Костромские мотивы в творчестве Виктора Розова»:
В начале 2014 года я предложил журналу «Литература в школе» свой очерк о Розове. Главный редактор Надежда Леонидовна Крупина написала мне: «Розов – хороший драматург. Хороший, но забытый…».
Бесспорно, Розов сегодня не является автором, определяющим тренд сценического искусства. Кто-то упрекнет Виктора Сергеевича за сентименталистские излишества. Кто-то пожурит за морализаторство и архаично-просветительский подтекст. Но такова драматургическая эстетика, приверженцем которой Розов был. Модернистские и абсурдистские изыски лежат за рамками его авторских симпатий. Понятно, что создавать произведения в духе Жана Жене или Славомира Мрожека Розов не мог и не хотел. Хотя в пьесе «В дороге» (1962), например, он показал, что драматургу Розову ничто не чуждо. Он писал эту вещь, словно не задумываясь о том, как сценически будут воплощаться его идеи (проносящиеся составы, привокзальный рынок, доменная печь с расплавленным металлом, грузовик, в кузове которого на куче песка сидит добрый десяток человек).
И все же нам трудно представить Розова в роли богемного модератора сценических проектов, нацеленных – как минимум! – на переворот в искусстве. Сказывается закваска провинциала, сторонящегося тем и образов, далеких от житейских забот простого человека, выходящих далеко за рамки его обыденного опыта.
Розов не позволяет себе рассуждать о том, чего сам не пережил, не выстрадал. Свой драматургический мир Розов называл «человеческим театром». Писатель никогда не терял кажущейся кому-то сегодня немодной и наивной веры в то, что литература способствует исправлению и улучшению человека. Потому пьесы Виктора Розова несут в себе – воспользуемся трюизмом – огромный воспитательный заряд, никогда не переходящий, впрочем, в унылую назидательность и старческое брюзжание. Не замешанный в мизантропичном литературном версификаторстве и трюкачестве, «забытый», но такой надежный, добротный и человечный, драматург Виктор Розов должен вернуться к своему зрителю и читателю.

Новости