Прислать новость или фото

Прислать вашу новость или фотографию вы можете нам на электронную почту info@smi44.ru

Две мировые премьеры симфоний современного русско-американского композитора Аллы Павловой исполнены в Костроме

четверг, 26 октября 2017
Две мировые премьеры симфоний современного русско-американского композитора Аллы Павловой исполнены в Костроме
25 октября при аншлаге состоялся концерт Костромского губернского симфонического оркестра под управлением Павла Гершейна, в рамках которого прозвучали две мировые премьеры симфоний современного русско-американского композитора Аллы Павловой.
На два дня ради концерта она приехала в Кострому из Нью-Йорка.

Премьеры стали основным событием вечера, но не единственным. Солист – русско-итальянский скрипач Сергей Крылов – один из самых известных в мире современных музыкантов, ради него многие «профессиональные слушатели» стремились обязательно попасть на этот концерт.


Открывала концерт «Элегия» для фортепиано и струнного оркестра (1998 г.) Аллы Павловой – лирическое, даже сентиментальное как воспоминание о прошедшем сентябре, миниатюрное произведение, камерное по форме. Начинает фортепиано, затем вступает одна виолончель, затем – первая скрипка. Остальные инструменты подключаются постепенно, не сразу, но звук не эволюционирует к форте, не расширяется. Оркестр звучит интимно, обращаясь индивидуально к каждому слушателю. Элегия как небольшое стихотворение или лирическая эпиграмма – произведение несложное и почти спекулятивное по своему воздействию на эмоции – разреженные негромкие звуки «падают» точно в человека, простого слушателя, который пришёл на концерт чувствовать, а не анализировать.
Иллюстративность, образность произведений Аллы Павловой, прозвучавшей на концерте, отсылает к киномузыке Нино Роты, Исаака Шварца, Альфреда Шнитке. В этих сочинениях есть и привычная мелодика и нервическая ломаность – автор не придерживается традиционной тональной структуры. Эта музыка как белый стих, не зависит от привычных правил гармонии.
Сдержанная эмоциональность исполнения, скульптурная отточенность звуков, кажется, самоценных вне общего музыкального полотна, со звучащей импрессионистической тишиной можно отнести к достоинствам «Элегии» Павловой в интерпретации костромского коллектива.

krilov13.jpg

Две мировые премьеры – первое исполнение двух симфоний Аллы Павловой, девятой и десятой. Симфония №10 развивает далее заявленную в «Элегии» тему одиночества, но имеет очевидную литературную драматургию, напоминающую дневниковые записи. Даже странно, что автор не дала своим произведениям тематических названий.
В первой части симфонии ностальгическую тему вносит «вставная» партия фортепиано, которая, отличаясь по фактуре, повествует о светлых лирических воспоминаниях. Воспоминания влекут за собой бурю и сомнения, но эти переживания – внутренние, скрытые, они не выплёскиваются в зал неконтролируемой трагедией. Это – «музыка интроверта». Буря не приводит к разрешению, сюжет возвращается к ностальгическому роялю и воспоминаниям. Вторая часть произведения – лирическая, светлая, не очень быстрая.
 Завершает произведение тревожная динамичная часть, разражающаяся небольшим громовым раскатом. Ярко и при этом интеллигентно задавали интонацию произведению концертмейстеры оркестра – Марк Зингер (скрипка) и Юлия Груздева (фортепиано).

Девятая симфония для скрипки с оркестром принесла встречу с именитым скрипачом Сергеем Крыловым, которую ждали костромские меломаны.

krilov16.jpg

Сергею довелось работать с великим Мстиславом Ростроповичем, который высоко оценил талант и мастерство скрипача. И сегодня он сотрудничает с самыми маститыми музыкантами мира, от Гергиева до Стинга, от Темирканова до Мацуева. Мощный и чистый звук его скрипки покоряет зал и, вероятно, нет произведений, которые не покорились бы ему. В симфонии Павловой партия скрипки, устремляясь вверх, как в каприсах Паганини, обрываясь и начинаясь вновь, пытается вырваться из приглушённого шума и хаоса, которыми наступает на неё оркестр. Неврастеническое чувство страха перед внешним миром современного города с элементами социопатии – то, что можно «считать» для себя в этой композиции. Но, в принципе, не случайно Дебюсси в своих прелюдиях название писал в конце, а не в начале текста как это делается обычно – чтобы слушатель не зависел от ассоциаций кого-либо, даже автора.
Отзывы на произведения Аллы Павловой разнятся как на просторах интернета, так и в зале. Можно встретить обвинения в «атональности» и примитивизме сюжета, отсутствии развития темы и темы как таковой, восторги от той же самой «атональности», которая, к слову, имеет своё место в истории музыки XX-XXI века, виртуозной оркестровки и глубоко-личного эмоционального воздействия. Костромские слушатели оценили по достоинству произведения современного автора, аплодируя обеим симфониям стоя.
Настоящим подарком костромичам прозвучали виртуозные произведения для скрипки с оркестром – Интродукция и рондо-каприччиозо ля-минор Камиля Сен-Санса и в финале, как встреча со старинным другом, – Концертная фантазия на темы оперы Жоржа Бизе «Кармен» Пабло Сарасате. Очень хотелось бы, чтобы Сергей Крылов стал частым гостем нашего города – его музыка, кажется, очищает пространство и делает его лучше.


автор текста арт-обозреватель Ирина Пекарская
фотограф Евгений Трейаль
Новости