Прислать новость или фото

Прислать вашу новость или фотографию вы можете нам на электронную почту info@smi44.ru

Что в афише Волковского театрального фестиваля в этом сентябре?

вторник, 04 сентября 2018
Pekarskaya1.jpgПоклонники сценических искусств с нетерпением ждут сентября – открытия нового театрально-концертного сезона.
И в Костроме, и в Ярославле театры свой сезон начинают с «низкого старта»: в одни и те же дни, с 17 по 23-е сентября, здесь проходят крупные театральные фестивали.

В Костромской области уже в 16-й раз состоится один из старейших подобных форумов в России, учреждённый в 1973 году, Международный фестиваль «Дни Островского в Костроме».

В этом сезоне в фестивальной афише 8 постановок. В первый день спектакли идут на двух площадках – на сцене театра Островского и в КВЦ «Губернский».
Географию участников расширил театр из Беларуси, придав событию статус международного.
Роль фестиваля немаловажна для поддержания интереса к произведениям «отца русского театра» - Александра Островского. Фёдор Волков был его основателем, а именно благодаря Островскому российский театр стал подлинным отражением жизни, приобрёл свои характерные черты.

Волковский международный фестиваль намного моложе, он проходит с 2000 года, но, несмотря на сравнительную «юность», является одним из крупнейших в стране и уже опережает костромские «Дни» порядковым номером – он изначально задумывался как ежегодный, тогда как фестивали по пьесам Островского сначала проводились только в «юбилейные годы» - раз в 5 лет.

 Волковский фестиваль по своей географии и уровню участников из года в год становится настоящим событием Ярославской области. В прошлые годы здесь можно было увидеть, например, психологичную, минималистичную до символизма, постановку режиссёра Мотои Миури – пример деконструкции чеховской «Чайки» на японском языке (с русскими титрами на экране), или первую постановку Театра на Таганке «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта (1964 год, режиссёр – Юрий Любимов) - спектакль-притчу, давно ставший легендой. Не обходится и без современной драматургии, как российской, так и зарубежной; из необычного для нас – в прошлом году на «бродилку» по городу от Театра.Doc невозможно было попасть.

В этом году в театральном марафоне принимают участие два зарубежных проекта, в репертуаре постановки по классике и по мотивам популярного бестселлера последних лет, спектакль-путешествие по городу. Поскольку репертуар Волковского фестиваля гораздо более непредсказуем, чем репертуар Дней Островского, мы решили подготовиться и проанализировать репертуар грядущего, XIX-го Волковского фестиваля.

volk_afisha.jpg


17 сентября открывает международный форум постановка Театра им. Еромоловой (Москва) «Утиная охота» по одноимённой пьесе Александра Вампилова, одного из самых востребованных ныне советских драматургов.
Режиссёр-постановщик – прославленный Евгений Марчелли, художественный руководитель Волковского театра. Марчелли – режиссёр эмоциональный. Его герои неудержимые, намагниченные, неизменно притягивают к себе внимание на по-Рембрандтовски тёмном фоне почти без декораций – характерные черты его постановок проявляются и здесь.

ytinaya.jpg

В главной роли – молодой, но уже известный актёр, успешно преодолевающий груз славы своей семьи – Иван Янковский, внук Олега Янковского. Иван уже хорошо известен по своим киноролям, например, в триллере Павла Лунгина «Дама пик» он исполнил одну из главных ролей. Современный молодой человек, нервический и жёсткий одновременно, способный отразить внутренние противоречия, волевые мучения, холодный и страстный, при этом без проблем вживающийся и в шкуру неудачника и серой мыши, кажется, идеально подходит на роль Зилова – каким мы его знаем по экранизациям и многочисленным постановкам.
Однако из отзывов мы узнаём, что Зилов Янковского не совсем типичен, он даёт зрителю надежду и даже вызывает толику сочувствия и симпатии; возможно, такая трактовка родилась из того, что в этой постановке герои немного помолодели по сравнению с привычными нам образами. Хотя в любой версии Зилов остаётся неоднозначным и зрителям всегда есть о чём поспорить после просмотра. Премьера «Утиной охоты» состоялась около года назад и все это время собирает полные залы.

Спектакль Театра Ермоловой – не единственная постановка Евгения Марчелли на этом фестивале. В третий день фестиваля, 19 сентября, «родные» ему «волковцы» представят свою июньскую премьеру «Нам не страшен серый волк» по произведению культового американского драматурга Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф?».

serii.jpg

Эта пьеса знакома многим по экранизациям, в том числе с Элизабет Тейлор 1966 года. В трактовке ярославцев эта полуабсурдистская драма – о любви. Об этой постановке мы писали летом http://smi44.ru/views/premera-v-volkovskom-nam-ne-strashen-seryy-volk-ili-test-rorshakha-/
От себя отметим, что спектакль идёт в камерном зале, значит, попасть туда очень непросто – количество мест для такого фестиваля очень скромное.


С 18 сентября, со второго дня фестиваля, зрители встают перед непростым выбором: в некоторые вечера в одно и то же время идёт по два спектакля. На Основной сцене Саратовский государственный академический театр драмы им. И.А. Слонова представляет масштабную постановку московского режиссёра Марины Глуховской «Живой труп» по одноимённой пьесе Льва Толстого и повести его сына «Труп».

tryp.jpg

Как отмечают рецензенты, постановка о людях и их эмоциях, добре и зле, о жизни и о том, что нет идеальных людей, у всех своих слабости. Красивые декорации, исторические костюмы, детально проработанные образы – мечта многих театралов старой и не очень старой закалки. В одной из рецензий так сформулировано, что хочется процитировать: «… она (режиссёр) сохранила бережное отношение к тексту и времени, буквально напомнив зрителям, загнанным в «клетку» осовремененного театра о привлекательности сценического академизма». Может быть, мы никуда и не загнаны, но это неплохо описывает спектакль.
Да, на IX Саратовском областном фестивале «Арлекин» постановка была признана лучшей, а также отмечены многие артисты, исполнители ролей и первого, и второго плана; конкуренция была серьёзная – 25 спектаклей.

Примерно в это же время на камерной сцене будет идти спектакль театра R.A.A.A.M, независимого театра из Эстонии. Коллектив молодой, ровесник Волковского фестиваля, уже достаточно известный и титулованный. R.A.A.A.M. много сотрудничает с зарубежными постановщиками.
Над спектаклем «Сейчас нет времени для любви» по пьесе бразильского драматурга Гильерме Фигейреду (1915-1997) «В доме ночевал бог» также работал приглашённый постановщик – российский режиссёр, главный режиссёр Глазовского драматического театра «Парафраз» Дамир Салимзянов.

bog.jpg

Фигейреду многие свои пьесы создавал по мотивам мифов Древней Греции. «В доме ночевал бог» - пьеса об Амфитрионе, вынужденном приёмном отце Геракла. Ну не было времени у героя на жену, вот и получилось, что получилось – сын от Зевса.
Постановка фарсово-комедийная, озорная и вневременная. Спектакль идёт на эстонском языке с синхронным переводом; каждый зритель получит специальное оборудование.

Самое загадочное событие этих дней – спектакль-прогулка «Poe.Tri» (Poetic trip) от театрального проекта из Петербурга «Театр. На вынос». Театр зачем нужен? У каждого свои цели и свои личные симпатии. Кому-то нужен красивый дворец с колоннами и тёмным залом, для кого-то театральный буфет – выход в свет, а иной ищет в театре инструмент самоанализа.

most.jpg

Театр может быть каким угодно. Для авторов «Театра на вынос» (как стаканчик кофе) главная цель – событие. И одним из важных моментов – узнавание людей. Каждая история, предложенная организаторами, происходит лишь однажды, где и как стартует очередной перфоманс, участники узнают непосредственно перед началом в соцсетях или по телефону.
Притом, никто идти до конца не обязан – каждый может сойти с дистанции, где захочет.
Poe.Тri – это цикл иммерсивных спектаклей-прогулок с поэтами по значимым для них местам города. Кто же будет гулять по Ярославлю? Любопытно.


20 сентября театральный праздник предлагает зрителю непростой выбор. В одно время на двух сценах идут постановки невероятно титулованных режиссёров, многократных победителей фестивалей «Золотая маска», «Золотой софит» и многих других, по пьесам, сюжет которых знают даже те, кто в театре никогда не был. На Основной сцене – «Гамлет» Юрия Бутусова знаменитого Санкт-Петербургского театра им. Ленсовета (где Бутусов до недавних пор был главрежем). На Камерную сцену примерно в это же время выходит «золотомасочная» «Кармен» Вологодского театра кукол «Теремок» в постановке Бориса Константинова, главного режиссёра Театра кукол им. Сергея Образцова.

gamlet.jpg

В своём интервью Юрий Бутусов называет Гамлета мифом, но и сам он, режиссёр, уже в некотором роде легенда. Но для того, чтобы понять, что он хочет сказать, вероятно, счастливому обладателю билета стоит забыть обо всех предустановленных знаниях о Гамлете и Шекспире; знание текста пригодится, но без личной эмоциональной нагрузки.
Гамлета играет женщина - Лаура Пицхелаури. Но это не новость – самая знаменитая исполнительница роли Гамлета Сара Бернар была не единственная и даже не первая. Офелию воплощают два артиста - Юстина Вонщик (в фильме «Хармс» Ивана Болотникова играла первую жену Даниила Хармса) и Фёдор Пшеничный. Но это не означает, что герои поменяли пол, скорее так раскрываются какие-то их личностные свойства, заостряются архетипические черты; здесь пол вообще не важен.
Один рецензент сравнивает Гамлета-Пицхелаури с Маленьким Принцем Сент-Экзюпери, но не нашедшего свой астероид, а заблудившегося в мире больших и грубых людей. Что бы мы ни прочитали сейчас об этой постановке, интрига всё равно останется и нужно быть готовым ко всему – очень интересно понять иные правила игры. Билеты на спектакль ещё есть, надо попасть.

karmen.jpg

Постановки спектаклей для взрослых в «куклах» всегда очень трогательны; специфическая пластика кукол добавляет героям тонкий лиризм, таинственный блеск рисованных или стеклянных глаз – меланхолию, при этом куклы вступают в диалог с нашим внутренним ребенком, настоящим «Я», возможно, легче и быстрее, чем люди. Даже если куклы разыгрывают драму.
«Кармен» Бориса Константинова, безусловно, драма, драма любовная. Но при этом зрители отмечают остроумие и удивительную фантазию постановщиков. В Вологодском театре она называется «народная кукольная драма», события происходят в селе, безусловно, наделённом определённым национальным колоритом, но которое может оказаться не только испанским.
Фигуры кукольных обитателей сцены очень узнаваемы, но также очевидно из какого материала и, порой, даже из каких вещей их соорудили. На сцене «работают» и планшетные куклы почти человеческого роста, и крохотные куколки, и люди.
Наверное, повезло тем, кто позаботился о билетах заранее – зал маленький, на сайте билетов уже нет. Но мало ли что, чудеса бывают – следите за новостями на сайте театра.

21 сентября – новый выбор, снова непростой. Два имени рядом – Гузель Яхина и Ярослава Пулинович. Что это значит? То, что бестселлер, ставший настоящей бомбой пару лет назад, ещё в конце 2017 года обрёл сценическое воплощение. Постановка Айрата Абушахманова «Зулейха открывает глаза» в Башкирском государственном театре драмы имени Мажита Гафури – первая реализация этого романа на театральной сцене.

zyleiha.jpg

Роман увлекает и затягивает, но как столь многосюжетную историю, растянутую на долгие годы, перенести на сцену? Безусловно, от чего-то пришлось отказаться. Но самое важное то, что, по сути, постановка оказалась наднациональной, затрагивающей всех, о женщине, которая через тяжёлые жизненные испытания обрела свой голос, «открыла глаза». Ведь и роман не о политике, а о людях, не идеальных, сложных в своих эмоциях, но не всегда способных понять свои собственные чувства. Ярослава Пулинович в интервью сообщает, что финал изменён. И для тех, кто прочитал роман это своего рода интрига. Что же хочет изменить другой читатель в книге (а драматург это ведь и читатель тоже), соглашусь я с ним или нет?
Сайт сообщает, что билетов нет, а вдруг у администраторов есть? Или откажется кто? Шанс есть всегда, тем более, когда спектакль идет на основной сцене.


В тот же день на камерной сцене – «Записки сумасшедшего», психологический триллер с элементами иронии немецкого режиссёра Моники Добровлянской по произведениям Николая Гоголя («Записки сумасшедшего») и Светланы Алексиевич («Время сэконд-хэнд»).

zapiski.jpg

Этот моноспектакль о маленьком человеке на сломе эпох проживает известный актёр, съевший собаку на исполнении злодеев, Александр Кот. Моноспектакль – это огромный актёрский труд и мужество, когда ты в одиночку должен представить зрителю целый мир. Проект германо-российский. Хотя на сайте Волковского указано, что премьера состоялась весной этого года, очевидно, это уже реконструкция любимого детища. Начальная версия была двуязычной – на русском и немецком языках, что должно добавлять объем для понимания проблем героя: ведь когда рушится привычный мир, ты раздваиваешься на «до» и «после», как на разных языках диалог внутри себя...

orel.jpg

22 сентября на Основной сцене Кабардинский государственный драматический театр имени Али Шогенцукова представляет постановку Руслана Фирова «Орёл и орлица» по первой части повести Алексея Толстого «Иван Грозный» - для коллектива сюжет близок тем, что он посвящён, в том числе, отношениям Ивана Грозного и его второй жены Марии Темрюковны, дочери кабардинского князя. Яркие, богатые костюмы, темпераментное исполнение, любовная линия, сложный образ царя – кажется, залог успеха спектакля.
Что примечательно, спектакль будет идти на национальном языке (с субтитрами). Эта особенность может дать особый шарм постановке. Билеты есть.

23 сентября завершает фестиваль премьера. Волковский театр представляет в постановке польского режиссёра Анджея Бубеня прекрасную пьесу Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора». Предпоказ состоялся 4 сентября и, безусловно, это постановка, которую стоит посмотреть, обязательно.

person.jpg

Анджей Бубень получил театральное образование в Петербурге, много работает в России и хорошо известен в Европе, часто берется за тексты с философской подоплёкой. Сюжет пьесы Пиранделло уводит зрителя по обратную сторону творческого процесса, то есть создания драматургического произведения и рождения спектакля, и доводит до парадокса – кто более реален: персонаж или актёр, человек. Главные герои произведения Пиранделло – печальные персонажи недописанной пьесы, которые приходят в театр во время репетиции и заставляют режиссёра стать их автором, воплотить их недореализованное существование на сцене. Параллельно развиваются два сюжета – драма персонажей, которая сама по себе повествует о человеческом горе, и репетиция спектакля. Процесс постижения роли, погружение артиста в боль – уникальный анализ профессии. В главных ролях – Дарья Таран, Валерий Кириллов, Николай Зуборенко и другие.


Полная афиша фестиваля здесь: http://www.volkovteatr.ru/festivals/mezhdunarodnyy-volkovskiy-festival/

Обзор подготовила арт-обозреватель, театральный критик Ирина Пекарская.

(фото из открытых источников)


Новости