Добавить

Новость
Фотографию

Добавить новость

Все поля обязательны для заполнения

Представьтесь
Электронная почта
Заголовок
Текст новости
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки

Добавить фото

Все поля обязательны для заполнения

Представьтесь
Электронная почта
Фото
...
Описание фото
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки

Ваша новость отправлена

Сайт СМИ44 благодарит Вас за участие в проекте!

Добавить

Новость
Фотографию

Что такое «информационная война»?

среда, 09 ноября 2016
Что такое «информационная война»?
Андрей Манойло, доктор политических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова:
Нашими действиями управляет сознание. Что такое сознание? Сознание можно сравнить с лакированной поверхностью этой столешницы. Она занимает всего 5 %. Основа – подсознание. Сознание реагирует быстрее, чем подсознание. Это именно та особенность, которая позволяет управлять человеческой психикой. Информационные войны управляют человеческим сознанием и поведением. В современных конфликтах, где сталкиваются колоссальные мощности, мировые лидеры стараются избежать лобовых столкновений. Весь накал войны переходить в те сфере, где можно воевать анонимно, чужими руками. Войны, типа войны во Вьетнаме, это так называемые прокси-войны. Происходит это название от прокси серверов. Когда все всё понимают, кто стоит за спиной воюющих сторон, кто снабжает оружием и финансирует.
Есть также термин гибридная война. Появился он ещё в 60-е годы в Америке, ещё во времена Кубинского кризиса. Это сейчас этот термин стал мейнстрим в современной политологии. Когда началась Русская Весна, присоединение Крыма, американцы стали обвинять Россию, что она ведёт гибридные воины против всего мира. Гибридная война – война чужими руками, на территории третьих стран. Прямые боевые действия осуществляются при этом в последнюю очередь. Первая очередь – экономическое и дипломатическое давление. Всем известны санкции и проч.

Информационная война – идеальный набор инструментов для ведения анонимных войн. Начинается всегда с информационных вбросов. Зачастую из анонимных источников. Как правило, заявления от первого лица встречаются редко. Такие лобовые, грубые заявления происходят от бессилия. Но чаще используются, так называемые, анонимные источники. Кто-то, какое-то должностное лицо. Выйти на них невозможно, как и доказать, кто эту информационную атаку заказал. Также придумывается некая легенда, прикрытие, что это «утечка» информации. Появляются новые схемы и способы воздействия. На Западе этот термин институализирован. Кибер-война, психологическая война – по-моему, это одно и то же.
В основе термин «война» с уточняющими прилагательными. Оружием является информация, а мишени – сознание и подсознание человека. Если хотят подчеркнуть инструментарий, то говорят «информационная война», если инструментарий и мишень, то – информационно-психологическая война. Информационные атаки имеют разные цели поражения. На первое лицо государства, типа «Панамского досье», на элитные группы, на конкретные целевые аудитории, на общество в целом. Сломить волю противника и подчинить себе, расколоть общество на отдельные фрагменты, столкнуть их между собой. Тогда у страны начинаются свои проблемы, ей не до внешних геополитических задач.
Если цель элита – отделить первое лицо от поддержки, чтобы была потеряна способность к внешней агрессии. Обеспечение добровольной подчиняемости – цель информационной войны. Есть поговорка: «Охота пуще неволи», замотивированный человек будет трудиться без сна и отдыха. Чтобы человек стал управляемым, существует явное управление – убеждение и неявное – манипулирование. Достаточно выдернуть информацию из контекста и она поменяет смысл. И пойдет мотивация на совершенно другое действие.
Типичный пример – цитата Д. Медведева: «Денег нет, но Вы держитесь». Здесь вроде как негатив, циничный оттенок. Но, если посмотрите запись полностью, то увидите совсем другой смысл, сочувствующий.
Информационные войны состоят из определенных последовательных операций. Они не могут быть между людьми или большими корпорациями, только между государствами. Формирование у противника определенной модели поведения. Операции информационных войн состоят из информационных атак. Формирование у противника немедленной реакции. Среагировал – сделал что-то, а мозги включил потом. Технология рефлексивного управления. Стимул-реакция. На этом принципе основано действие информационных атак. Если говорить о схеме информационного сброса. Всё начинается с информации, которая носит устрашающий, стимулирующий характер. Подобный эффект, если есть компромат, обвинения, шокирующие сведения. Современные вбросы не осуществляются в одиночку. Можно ли верить? Каков источник? Информационное легендирование. Это операции по контролируемой утечке информации (типа, узнали о его намерениях случайным образом, которые он и не собирался делать). Это можно рассмотреть на примере Панамского досье. Как мы помним, первоначально разместила информацию об офшорах через «Панамский денежный канал» некая организация «Консорциум журналистов». Идеалистическая цель которых – устроить большую стирку политике. А им в свою очередь информацию предоставил агент германской разведки. Механизм кражи. Дело с хакерами, которые взломали списки ВАДы, тоже похоже. Такая многокаскадная операция. Чтобы вызвать страх, подавленность, растерянность и панику. У человека появляется потребность «мощно» ответить. Как бы эксцесс такой – не хотел, но сделал. И долбить будут за эту реакцию. А всё первоначальное забудется.
В Панамских списках не было Путина или его окружения, был упомянут музыкант, друг детства. И разные политические деятели. Но в заголовках, в новостях стояла фотография Путина. Произошла ассоциация и цепочка замкнулась. Именно этого эффекта и хотел достичь Запад. Эта атака была направлена на нашу элиту, которая её расколола. Одна часть – лапки сложила, другая – «давайте шашкой махать». Уже произошла поляризация.
Новости